Что изменится в законе об электронных подписях

Что изменится в законе об электронных подписях

Федеральный закон № 476-ФЗ, принятый 27 декабря 2019 года, внёс существенные изменения в закон об электронной подписи № 63-ФЗ. Нововведения расширили перечень требований к аккредитации удостоверяющих центров, а также установили новые правила в системе выдачи квалифицированных сертификатов — и это только часть правок. Все изменения должны происходить поэтапно. Некоторые из них уже вступили в силу.

Разберёмся, что именно изменится и в каком порядке это будет происходить.

Новые требования к аккредитации удостоверяющих центров и расширение их перечня

Требования к удостоверяющим центрам стали значительно жёстче. Так, срок аккредитации удостоверяющих центров был снижен до трёх лет, а минимальный размер собственных средств (капитала) для получения аккредитации теперь должен быть не менее 1 млрд рублей или 500 миллионов рублей при наличии представительства в 3/4 регионов РФ.

Кроме того, были определены следующие требования:

  • размер страховых средств УЦ должен быть не менее 100 млн рублей;

  • работники УЦ и его доверенные лица могут привлекаться к уголовной ответственности, если они не выполняют обязанностей удостоверяющего центра или нарушают порядок его функций;

  • если аккредитация УЦ досрочно прекращается, получить новую он сможет только через 3 года.

Кроме УЦ, которые получают аккредитацию в установленном порядке, в перечень аккредитованных удостоверяющих центров войдёт УЦ уполномоченных органов: Федерального казначейства, Центрального Банка и ФНС РФ.

 

Казначейство будет оформлять ЭП для госслужащих, ЦБ — для финансовых организаций, ФНС — для ИП и предприятий.

Изменения в процедуре оформлении сертификатов ЭП

Теперь при выдаче сертификата электронной подписи вместо установления личности получателя УЦ будет проводить идентификацию заявителя. Такую идентификацию можно проводить как при личном присутствии будущего владельца сертификата, так и дистанционно.

Требования к обязанностям доверенных лиц УЦ тоже были скорректированы. Ранее доверенное лицо УЦ, принимая заявления и вручая сертификаты ЭП, должно было идентифицировать заявителя лишь при его личном присутствии. Теперь в дополнении к этому доверенное лицо УЦ может принимать заявления только от будущего владельца сертификата ЭП. Доверенному лицу УЦ запрещено выдавать сертификаты кому бы то ни было, кроме владельца.

Изменился также список документов и сведений, которые заявитель должен предоставить при получении квалифицированного сертификата.

Теперь вместо доверенности, которая даёт заявителю полномочия действовать от имени иных лиц, необходим документ, позволяющий заявителю действовать от имени юрлица без доверенности или от имени госоргана.

При ознакомлении с информацией, которая содержится в выданном квалифицированном сертификате, заявитель теперь может подтвердить факт ознакомления, подписавшись квалифицированной или простой ЭП. Это возможно при условии, что:

  • КЭП имеет действующий квалифицированный сертификат;

  • ключ простой ЭП получен, согласно правилам использования ПЭП при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Квалифицированные сертификаты будут выдаваться аккредитованными УЦ бесплатно, либо за плату, определять которую будет Правительство РФ.

В составе такого сертификата теперь должен быть идентификатор, который будет указывать, каким способом был идентифицирован заявитель при выдаче сертификата: при личном присутствии или дистанционно.

Что изменилось в требованиях к сертификатам для юрлиц

Ранее при выдаче сертификата юрлицу в качестве владельца сертификата требовалось указать наименование организации. Теперь наряду с этим допускается указывать только физическое лицо, которое действует от имени юрлица без доверенности.

Для автоматического создания и проверки ЭП в информационных системах применялись только специальные сертификаты, используемые при оказании государственных или муниципальных услуг. Теперь допускается применять «обезличенные» сертификаты для юрлиц, в том числе квалифицированные, без указания физлица в качестве второго владельца.

Изменения в требованиях к средствам электронной подписи

Дополнены требования к средствам ЭП. Визуализация результатов проверки электронной подписи должна содержать:

  • информацию о том, что документ подписан электронной подписью;

  • номер сертификата;

  • данные о владельце сертификата;

  • период действия сертификата.

«Облачные» ЭП

Для реализации технологии облачной ЭП теперь есть законное основание. Благодаря этому, аккредитованные УЦ смогут:

  • обеспечить сохранность ключ ЭП и его защиту от несанкционированного использования;

  • с помощью хранимого ключа автоматически создавать квалифицированную ЭП;

  • информировать владельца сертификата обо всех операциях с хранимым ключом.

Вместе с этим хранение ключей будет накладывать на аккредитованный УЦ определённые обязательства. Например, обеспечение технической оснащённости, а также финансовой ответственности за убытки, которые может понести владелец квалифицированного сертификата в случае компрометации или несанкционированного использования ключа ЭП.

Новые понятия: доверенная третья сторона, метка доверенного времени, электронная доверенность

Для обеспечения доверия при обмене сведениями и документами в электронном формате Федеральным законом № 476-ФЗ введён институт доверенных третьих сторон — ДТС. Это организации, уполномоченные проверять ЭП в электронных документах в конкретный момент времени и подтверждать результаты такой проверки документально. Для организаций, которые будут претендовать на аккредитацию в качестве ДТС, установлены те же требования, что и к аккредитованным УЦ.

Кроме ДТС, в российский правовой норматив введено понятие метки доверенного времени, то есть, информация в электронном виде о дате и времени подписания документа с применением ЭП.

К 2022 году планируется проработать механизм действия электронной доверенности и закрепить это понятие на законодательном уровне. При подписании документов электронная доверенность будет служить подтверждением полномочий владельца квалифицированного сертификата.

Формы, в соответствии с которыми может быть оформлена электронная доверенность, будут определяться и размещаться на сайтах операторов государственных и муниципальных систем, а также на сайте ЦБ РФ — для оформления доверенностей кредитных организаций.

В случае если форма не будет определена или размещена, нужно применять форму, размещаемую Минкомсвязью на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Как изменится технология подписания электронных документов квалифицированной ЭП

Технология подписания документов с применением КЭП тоже не обошлась без весомых изменений.

Теперь, если электронные документы подписывает физлицо, не уполномоченное действовать от имени другого физического или юридического лица, следует использовать КЭП для физических лиц, сформированную с применением квалифицированного сертификата, выданного любым аккредитованным УЦ.

Если для подписания документа используется квалифицированная подпись физлица, действия которого не связаны с действиями от имени других физлиц, юрлиц и ИП, к документу необходимо приложить электронную доверенность.

Чтобы подписать документ от имени юрлица, необходимо использовать КЭП юрлица с квалифицированным сертификатом, который выдаётся удостоверяющим центром ФНС. При этом в качестве владельца сертификата может быть указано физлицо, действующее от имени юрлица без доверенности.

В случаях, когда физлицо действует по доверенности от имени юрлица или ИП, электронный документ подписывается квалифицированной ЭП физического лица. К документу также необходимо приложить электронную доверенность, подписанную квалифицированной ЭП юрлица или ИП с указанием в качестве владельца сертификата физлица, которое действует от имени юридического лица или ИП без доверенности.

Помимо внесения вышеперечисленных изменений, были установлены правила использования квалифицированной ЭП при участии в правовых отношениях кредитных организаций и государственных органов, а также органов местного самоуправления.

Порядок признания иностранной ИП

ЭП, оформленные в соответствии с правовыми нормами другого государства и международными стандартами, определяются как равноценные усиленной электронной подписи. Они могут быть использованы в случаях, установленных международными договорами РФ. Для этого также необходимо, чтобы действительность иностранной ЭП была подтверждена УЦ, ДТС или другим лицом, уполномоченным на это международным договором РФ.

Когда изменения вступят в силу

Изменения будут вступать в силу в течение двух лет. Для некоторых из них ранее назначенные сроки были сдвинуты.

С 1 июля 2020 года получить квалифицированный сертификат можно только при личном присутствии его владельца. Чуть позже появится возможность использовать биометрию.

С 1 июля 2021 года УЦ смогут выдавать электронные подписи только в том случае, если будут аккредитованы по новым правилам.

Также планируется, что с 1 января 2022 года:

  • ЭП юридического лица смогут получать только руководители предприятий, сотрудники смогут получать только ЭП физического лица;

  • при подписании документов в электронном виде сотрудники будут обязаны приложить электронную доверенность;

  • подпись юридического лица без привязки к руководителю или другому сотруднику можно использовать при любом автоматизированном подписании;

  • аккредитация большинства УЦ перестанет действовать;

  • руководителям организаций ЭП будут выдавать ФНС, ЦБ и Казначейство, физлицам и сотрудникам компаний — прочие аккредитованные УЦ.

Электронную подпись для заверки документов, отправки отчётности, участия в торгах и других нужд вашего бизнеса можно получить в лицензированном УЦ «Калуга Астрал».

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here