Современные коворкинг-центры быстро завоевали популярность среди бизнесменов, увидевших в них удобное решение задачи «разгрузки» собственных офисов. Появились компании, большая часть штата которых работает на арендованных рабочих местах.
Коворкинг есть, закона нет
В крупных городах России коворкинг-центы стали неотъемлемой частью деловой жизни. Юридическая практика обогатилась новым понятийным аппаратом, применяемым в договорах о так называемом «бизнес-пространстве».
Новизна коворкинга требует разъяснений о классификации договоров об арендованных рабочих местах. Также отдельного внимания требует учет расходов и затрат, отражаемый в отчетах для налоговой инспекции.
Российские законы понятием «коворкинг» не оперируют — его в них нет. А потому нет и структурных схем договоров по коворкингу.
Арендуй грамотно!
Сегодня договоры коворкинга сводятся к договорам аренды рабочего места (иногда отгороженного помещения) и по оказаниям услуг, сопровождающих коворкинг. Иногда встречается смешанный договор.
Договор аренды — это первое, что приходит на ум при установлении договорных отношений. В этом случае предмет договора — предоставление арендодателем собственного имущества (также указываемого в документах) во временное пользование (или временное владение) арендатору за плату. Данные отношения регулируются ст. 606 ГК РФ.
При этом работникам для труда предоставляется доступ к определенной территории коворкинг-центра. Если стороны в договоре не учитывает этого, то условия передачи объекта в аренду считаются ими несогласованными (ст. 607 ГК РФ), более того, сам договор признается ничтожным. И в судах все отношения с коворкинг-центрами рассматриваются как арендные.