С древних времен на Руси повелось, что на Троицу люди несут в храмы на освящение березовые ветки, но при этом не все знают, куда их девать после праздника. Есть несколько вариантов того, как поступить в такой ситуации с освященными в церкви цветами и травами. Причем составлять такие зеленые букеты рекомендуется самостоятельно.
Традиции освящения букетов на Троицу
Троица является одним из самых важных праздников в православии. Она выпадает на иудейский праздник Пятидесятницу, в который людям предписывалось украшать дома и обители полевой зеленью. После смешения нескольких традиций на Руси появилась собственная – освящать во время утренней праздничной службы березовые ветки.
Береза в представлении славян является деревом особенным, так как умеет копить внутреннюю силу, а ее цветение означает пробуждение земли.
Это уже далеко не первый раз, когда традиции православных праздников подгоняют под особенности климата и географии России. Так, в другой популярный среди верян праздник – Вербное воскресенье, изначально освящать принято было пальмовые листья, но так как эти растения не растут в суровых климатических условиях России, народные умельцы стали заменять их вербой. В некоторых странах вместо пальм и вербы освящать носят оливковые ветви. Но смысл такой традиции все равно остается идентичным. Как и общее правило – не выбрасывать освященные растения по приходу домой.
В случае Вербного воскресенья и Троицы необходимо сохранить букетик до следующего года. Считается, что лучше всего будет, если припрятать его за иконами или украсить им красный уголок в доме. В таком случае жилище будет надежно защищено от дурного глаза незваных гостей, а также озорства нечисти.
Куда девать ветки березы после освящения в церкви?
В деревнях обычно стараются собрать березовые ветки самостоятельно. Потом им находят несколько применений и помимо украшения столика с иконами. На Руси по окончании Троицкой недели ветви отправляли:
- сушиться для того, чтобы потом добавлять в банные веники, которыми потом оздоровляли тело и дух в день купания;
- дробили и добавляли в корм скоту и домашней птице;
- оставляли для приготовления отваров.
Молодые девушки специально старались собрать побольше именно молодых веточек с зелеными листками, чтобы посушить их под солнечными лучами по завершении праздника. Потом заготовку прятали в льняной мешочек, укладывая в хорошо проветриваемое место, где нет повышенной влажности. А при каждом купании использовали часть смеси для отвара, чтобы полоскать им волосы. Это укрепляло шевелюру и помогало волосам дольше держаться чистыми.
У знахарей были собственные рецепты березовых настоек, которые помогали в лечении различных недугов. Собранные березовые ветки именно накануне Троицы считались самыми эффективными для приготовления мазей и других средств. А вот выбрасывать такой ценный ресурс просто на улицу или в мусор не стоило. В народе утверждали, что подобное пренебрежительное отношение может аукнуться различными неприятностями как для того, кто выбросил, так и членов его семьи.
Букеты целительных трав и веток, которые принято хранить после Троицы
Вся Троицкая неделя была для знахарей «горячим временем». Так как начинали цветение многие лекарственные травы. Да и собранные в этот период заготовки считались полными энергетической силы. И хотя официальная церковь до сих пор просит людей не верить суевериям, оставшихся с языческих времен, переубедить славян перестать смешивать христианские и старославянские обряды не так-то просто.
Пока в храмах проводят торжественные службы, в народе стараются не ходить в темное время суток в лес, так как по легендам, именно в это время там пробуждаются русалки. Им становится скучно, поэтому водяной им разрешает немного порезвиться. Так русалки получают шанс приманивать одиноких заблудившихся путников, а потом утаскивать их в свое водное царство.
Не зря ведь в народе неделю, связанную с празднованием Троицы, называют Русальей или Русалочьей.
На фоне таких опасностей становится понятно, почему селяне предпочитали ходить на поляны собирать травы и срывать березовые ветки хотя бы небольшими группами. Причем обязательно в светлое время суток. А когда собиратели уставали, то им предписывалось устраивать небольшую трапезу непременно в тени какой-нибудь высокой березы.