Если в семье происходят постоянные несчастья, потери, убытки, если не ладится личная жизнь у членов семьи, замуж не выходят, не женятся или несчастливы в браке, если хотят детей, а детей нет, или рождаются больные детки, и болезни преследуют взрослых членов семьи, может быть, дело не в порче, — так считали наши предки, — а в «заложном покойнике». Он ходит в семью, вредит и отнимает счастье.
Может ли умерший родственник навредить семье и как можно задобрить неприкаянную душу
«Заложными» называли умерших, которых не похоронили как положено, а заложили ветками и сучьями, мхом и травой на поверхности земли. Заложили и ушли. Так поступали с самоубийцами, с теми, кого подозревали в колдовстве, с младенцами, которые никому были не нужны, с бродягами, даже с одинокими людьми. Это были «неправильные» покойники, и хоронили их не в земле, а вот таким пренебрежительным способом: закладывали мусором, фактически. Такой был неприятный обряд. Неуважительный. Потому что, якобы, «земля не принимает» таких покойников.
Психологический и философский смысл такой: кого-то из умерших членов семьи не уважают, обвиняют, злословят о нем или сохранили обиды в адрес умершего. Скажем, отец-пьяница и дебошир умер вдали от семьи или беспутный племянник наложил на себя руки. Старуха оказалась никому не нужной и умерла среди чужих людей в одиночестве. Похоронили ее за государственный счёт, а родня постаралась вычеркнуть ее из памяти. Разве что вспомнят ее сварливость. А ещё хуже, когда покойного постоянно вспоминают недобрым словом и эмоционально высказывают обиды на него. Одна женщина постоянно ругала умершую мать; та и впрямь была тяжёлым человеком. Но она умерла, а дочь все писала и рассказывала о ней плохое, кляла мать на чем свет стоит и обвиняла в своих несчастьях. И ни разу не побывала на кладбище…
Вроде бы, эти люди сами заслужили такое к себе отношение; чаще всего так бывает. Бывает и просто пренебрежение к умершему, про него постарались вообще забыть. Был да сплыл. Наследство поделили, а ни слова доброго не сказали о человеке. И свечку в храме не поставили…
«Заложный покойник» — вытесненный из рода и выброшенный из семьи, вот в чем смысл. И этот умерший, по поверьям, будет отнимать счастье семьи и отравлять жизнь живущим. Возможно, не сам ушедший вредит и мстит. Подсознание мстит. Тайная вина преследует семью, как чёрная тень. Кто знает? Или все же обиженная душа отбирает энергию живых людей, как исстари считалось?
Надо подумать о тех, кто умер. Возможно, несчастья и болезни начались после смерти не очень-то любимого человека или того, кого не похоронили по-человечески? Зато вспоминали недобрым словом и обвиняли в чем-то? Может, правильно обвиняли, только умершие не могут оправдаться или помириться. И приходят на зов, заявляя о своём присутствии чередой несчастий? Потому о самоубийцах, например, запрещалось говорить плохо и судить их. Это не нашего ума дело.
Если в семье был такой человек, которого нельзя назвать хорошим, правильным, дело может быть в нем, в «заложном покойнике». Если позволяет религия, надо провести все необходимые службы; а кроме этого, надо перестать говорить об умершем плохое. И сделать что-то доброе от его лица: пожертвование перечислить, помочь кому-то… При жизни человек мало сделал добра, предположим, так умножим его хорошие поступки своими.
Запрещено с презрением относиться к умершим членам своей семьи, нехорошо закидывать ветками тело члена своего рода, каким бы он ни был. Иначе начнётся полоса несчастий, так считалось в народе. Даже не очень хороший человек имеет право на последнее пристанище; не только физическое, но и моральное. Но избавиться от влияния «заложного покойника» очень непросто. Надо приложить усилия и осознать проблему. А потом решать её.
Чтобы покойный с собой не забрал помогут народные приметы
Поскольку точного соответствия между ритуальными действиями или сроками упокоения и следующей смертью не наблюдалось, скорбящие начинали приглядываться ко второстепенным приметам. Постараемся упомянуть полный перечень сложившихся и, по возможности, дать им краткое объяснение, опираясь на современные понятия.
Умерший с открытыми глазами высматривает следующего. На самом деле глаза покойников из-за усыхания слизистой немного приоткрываются у всех скончавшихся, потому в морге их заклеивают или зашивают.
В доме, где лежит покойный, не моют и не подметают, пока тело не будет вынесено. Вполне рациональные действия, ибо веником можно поднять с пола микробы, а во влажной среде патогенные бактерии лучше развиваются.
В доме, где умер человек, сливают все жидкости, что стояли не накрытыми в момент смерти. Опять же это связано с распространением патогенных микроорганизмов в воздухе и попадании их в питьевую воду, или жидкие блюда.
Если ноги у покойного тёплые, или тело не окоченело в положенное время, значит жди второй смерти. Объяснение тому простое – брожение внутри тела идёт активно, ввиду чего температура тканей не понижается. А раз патогенные процессы идут стремительно, то и распространяются в воздухе нежелательные микробы усиленно. Лучше просто чаще проветривайте помещение.
В доме крышку гроба не забивают, чтоб новую смерть не накликать. Скорее есть вероятность, что из гроба просочится патогенная флора при сотрясании.
После выноса гроба следует сделать генеральную уборку помещения. Вполне логичные санитарные требования. И лучше для этих целей вызвать специализированную клининговую компанию.
Стулья, на которых стоял гроб, переворачивают. Скорее, эти стулья следует хорошо обработать, ибо на сидение могли просочиться биологические жидкости из гроба, или проникнуть микробы.
Родственникам покойного нельзя нести гроб к месту захоронения. Скорее это связано с эмоциональным потрясением домочадца, при котором не ровен час и опрокинуть домовину.
Идущие в похоронной процессии не оглядываются на дом покойного, чтобы не призвать умершего обратно. На самом деле человек в стрессе вполне может «выглядеть» в окне знакомое лицо и с ним может случиться сердечный приступ.
Вернувшись с кладбища моют обувь, а руки моют и некоторое время держат над огнём. Это также связано с санитарными нормами, при которых с погоста вполне реально принести в дом вредоносные микроорганизмы.
Вещи умершего не носят. Эта примета справедлива для той одежды или белья, что была на скончавшемся в момент кончины. Такие вещи сжигают в обязательном порядке. Если же это были чистые майки платья, костюмы, что висели в этот момент в гардеробе, то с ними поступают по своему разумению – перешивают или отдают нуждающимся.
Существуют и более экзотические, необъяснимые приметы:
- Гроб покупают и яму роют «по размеру». Якобы иначе на свободное пространство уместится кто-то ещё.
- Обвалившаяся могила – к новой смерти. Скорее – к травме того, кто находился радом с ямой.
- В гроб вещи живых не кладут. Экстрасенсы утверждают, что через личную вещь идёт воздействие на ауру живущего.
- Под стол или стулья, на которых стоит гроб, кладут ёмкость с солью и ножницы.
Скорее это психологическое плацебо, позволяющее родственникам не бояться худшего. Данные приметы дошли до нас с языческих времён и даже распространение на этих землях христианства не поколебало уверенности людей в их действенности.