Россияне знают, что все потребители коммунальных услуг время от времени должны информировать УК о поверке счетчиков. Но, как оказалось, это не совсем так.
Нужно ли сообщать УК сведения о поверке счетчика, рассказали специалисты
Обязанность передавать коммунальщикам свидетельства о поверке счетчиков снял с жильцов многоэтажек Верховный суд. Высшая инстанция постановила, что собственник жилья не должен отчитываться перед управдомами.
Поводом для разбирательства стал административный иск жителя российской столицы. Мужчина вовремя провел поверку приборов учета воды, однако потом с удивлением обнаружил, что управляющая компания насчитала ему лишнего. Оказалось, что хозяин квартиры не принес коммунальщикам копию свидетельства о поверке. В результате управдомы стали рассчитывать стоимость воды не по реально вылитым из крана кубометрам, а по среднему нормативу. При этом сотрудники УК сослались на «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В этом документе действительно закреплена обязанность собственника жилья передавать в коммунальную службу копию документа, подтверждающего проведение поверки приборов учета в срок.
Гражданин возмутился: с середины 2020 года в Российской Федерации действует новая версия закона «Об обеспечении единства измерений». В нем говорится, что результаты поверки подтверждаются не свидетельством, а сведениями, включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС «Аршин»).
Спор с управдомами закончился ничем, и разгневанный жилец подал иск. Правда, в первой инстанции проиграл. Зато в апелляции коллегия ВС его поддержала. Высшие судьи согласились с тем, что попытка коммунальщиков начислить гражданину больше лишь на том основании, что он не донес одну-единственную бумагу — это дискриминация. Более того, суд признал, что новый закон по силе выше правил, а значит и свидетельства о поверке утратили свою роль. Чтобы избежать чехарды в будущем, ВС признал пункт правил предоставления коммунальных услуг, в котором говорится о бумажных свидетельствах о поверке, недействующим.
Поверка и проверка счетчиков, что важно знать
Поверка индивидуальных приборов учета (ИПУ), или счетчиков, обязательная процедура. Если не провести ее, то собственник квартиры или дома будет платить за потребленные ресурсы по нормативам с повышенным коэффициентом.
Законодательство требует следить за исправностью приборов учета — проводить поверку и проверять их. Разберемся в разнице этих понятий. Поверка счетчиков — это обязательная процедура, проводимая в целях подтверждения их соответствия метрологическим характеристикам. Сроки поверки изначально устанавливаются заводом-изготовителем и обычно указываются на самом приборе.
«Если счетчик начал давать ложные показания — однозначно производится поверка. Простыми словами, поверка — это процедура, устанавливающая, как точно счетчик учитывает коммунальный ресурс. Проверка счетчика — это процедура, направленная на определение корректности работы прибора», — пояснила руководитель юридической компании «Довгилова и партнеры» Ольга Довгилова.
Поверкой занимается сам собственник с привлечением специализированных организаций. Ее периодичность устанавливается производителем прибора учета: в среднем этот срок варьируется от трех до десяти лет. При этом проводить поверку счетчиков нужно до наступления даты, указанной в качестве срока поверки.
«Абсолютно все приборы учета до окончания срока эксплуатации подлежат поверке с установленной производителем прибора периодичностью. После любой поверки сведения о приборе должны быть внесены в систему «Аршин», — рассказала Татьяна Вепрецкая.
Проверку приборов учета обычно проводит управляющая компания (УК), причем не реже одного раза в год. Проверяют все счетчики — водоснабжения, электроэнергии, теплоснабжения.
Как узнать сроки поверки:
- в едином платежном документе (ЕПД) или другой квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- при подаче показаний счетчиков на mos.ru;
- позвонив на горячую линию поверки счетчиков воды: +7 (495) 539-59-00.