Уже давно подмечен тот факт, что белорусы стараются разговаривать на русском языке, а не на белорусском. Причина того, почему это происходит, является довольно распространенной в бывших республиках СССР.
Все дело в том, что, по сути, белорусский язык по признанию самих белорусов является не самостоятельным языком, а наречием. Плохого в этом ничего нет, однако уже укоренился стереотип, что белорусский язык является неким «языком колхозников», что является, конечно же, ошибкой.
Белорусский или русский: почему белорусы предпочитают один из государственных языков
Все дело в том, что на белорусском языке говорит очень малая часть общества. На языке под условным названием «тарашкевица» говорят разве что эмигранты и белорусская оппозиция. Есть еще так называемая «трасянка» — это смесь белорусского и русского языков, на котором говорят, в основном, в сельской местности.
Но и этот диалект вообще не популярен, в основном, молодежь Белоруссии предпочитает на нем не говорить. А языка, согласно местной конституции, всего лишь два. Кстати, многие молодые белорусы, работающие, в основном, на западные компании предпочитают либо русский, либо английский, хотя подобный контингент, тоже не есть многочисленным.
Некоторые эксперты (в основном западного происхождения) настаивают на том, что если с самого рождения и детского сада детей учить белорусскому языку, то они поневоле на нем заговорят. Но такой подход и логичен, в принципе. Однако нужно ли будет это родителям, захотят ли они, чтобы их дети с детства пытались говорить на белорусском, если всю жизнь говорили на русском – это еще большой вопрос.
Нужно ли вводить в Белоруссии один государственный язык – белорусский
В подобном случае ситуация может зайти в явный тупик, как у южных соседей Белоруссии – украинцев, когда соответствующие законы приняли, но лучше от этого не стало ни им, ни самому украинскому языку. Подобный подход опасен тем, что воспитанные на русском языке люди пытаются под всякими предлогами устроить своих детей в русскоязычные школы, которых осталось очень мало – опять-таки благодаря законодательству, а не спросу людей.
Если детей с самого детства воспитывать на одном, даже непопулярном языке, то, ребенок, конечно же, на нем заговорит. Только к языку не мешало бы еще соответствующую культуру придумать, причем культуру родного края, а не выдуманную. К тому же даже профессиональные учителя английского языка постоянно упоминают о том, что нужно говорить на том языке, на котором думаешь, иначе он никогда не станет твоим родным.
Ведь язык – это, по большому счету, инструмент самоидентификации человека. Это касается именно языка, на котором он думает. Можно ограничить употребление языка, можно даже вообще его запретить, утверждая при этом, что все хотят говорить только на государственном.
Но ведь людей не обманешь – они как думали на русском, так и продолжат. И это уже не языковая оккупация, а даже, в некотором роде, языковой геноцид. Который, в принципе, немыслим между Россией и Белоруссией. Но на Западе живут «талантливые» люди, которые при необходимости быстро объяснят, что-де белорусы всегда панически боялись Россию и т. д.
Такая вот дилемма стоит перед белорусскими властями. Особенно учитывая то факт, что вообще-то в конституции страны указано два языка – русский и белорусский. И тот факт, что Белоруссия находится в Союзе с Российской Федерацией.
На самом-то деле западным эмиссарам (вроде Помпео), равно как и соседям страны (вроде Польши) нужно это учитывать. А заодно и тот факт, что в Польшу Белоруссия уже никогда не вернется, как бы там этого не хотели, и как бы не привечали так называемую «оппозицию», хозяин у которой всегда находится почему-то за океаном.
Белоруссия и Россия: что думают об отношении стран белорусы
Если говорить о простом народе Белоруссии, то они, честно говоря, двумя руками «за союз с Россией». Особенно те, которые живут в центральной и восточной части республики и не ориентированы на Польшу. Однако, даже число жителей западной Белоруссии все же намного меньше, чем номинальное их количество. Поэтому у большинства белорусов вопрос о том, на каком языке им нужно общаться не стоит, все предпочитают русский.
Конечно, имеется определенная часть общества, которая, как их южные соседи, «хочет в Европу»», но такая часть при самом лучшем раскладе для Запада не составляет больше 20 %. Но отдельную, и, к сожалению, самую непримиримую часть составляют представители белорусской властью.
Все они боятся того, что в случае полноценного объединения с Россией «приедут кацапы (москали) и всех выгонят». Странное мнение для бывшей республики СССР, где у власти всегда находились коренные белорусы, достаточно вспомнить тех же Мазурова, Машерова, Киселева и других.
Судьба Белоруссии зависит от ее граждан. Возможно, что очередная смена правительства поможет им понять, кто друг, а кто враг. Но, в любом случае Россия, которая связана с Белоруссией не только политически, через Союзный договор, но и духовно, не будет равнодушно наблюдать за процессом прихода к власти антироссийских сил.
Ну а язык – это дело белорусского общества, захотят люди на нем говорить – будет просто замечательно. Главное, чтобы это не мешало двусторонним отношениям. И общим интересам белорусов и россиян.