Готовится обращение в министерство юстиции с предложением повысить санкции за ложный вызов экстренных служб в период повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций. Весна и самоизоляция обострили у многих граждан неправильные желания — звонить не по делу. И с этим, как полагают члены Ассоциации юристов России, надо что-то делать.
Ночь. Общежитие. Качканар. Подвыпивший мужчина решительно берет телефон и набирает «03»: «Кошмар: у моей девушки коронавирус!». Медики приехали быстро. Девушка есть, вируса нет. Даже насморк отсутствует. Просто мужчине захотелось пошутить.
Естественно, вслед за «скорой» приехала полиция. 37-летний шутник объяснил правоохранителям, что решил проверить, насколько качественно работают ночью экстренные службы в родном городе.
В каком-то смысле проверка прошла успешно: в Качканаре, это город в Свердловской области, приезжают быстро, разбираются профессионально. Полиция поставила мужчине точный диагноз: «телефонный хулиган». Был составлен протокол, материалы направлены в суд.
Увы, глупые шутки про коронавирус минувшей весной вошли в топ глупых шуток.
На региональных сайтах правоохранительных органов в массовом порядке стали появляться предупреждения об ответственности за ложный вызов экстренных служб: «скорой», пожарных, полиции и т.п. И это не случайное совпадение.
В судах же растет число дел на граждан, потревоживших медиков глупыми звонками. Например, суд в Ханты-Мансийском автономном округе оштрафовал на 1,2 тысячи рублей 56-летнего шутника.
Правда, в этот раз гражданин не звонил сам, он просто решил разыграть банкиров. 1 апреля пришел в офис одного из банков в Сургуте и заявил, что болен коронавирусом. Отделение тут же закрыли на дезинфекцию и вызвали медиков. Смешно? Ни капли.
Гражданин пришел в банк и заявил, что болен коронавирусом. Первоапрельская шутка не удалась: офис закрыли на дезинфекцию, шутника оштрафовали
Для такого рода горе-юмористов в КоАП предусмотрена статья «Заведомо ложный вызов специализированных служб». Штраф по ней составляет от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей.
Стараниями телефонных хулиганов она входит в число активно применяемых. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в прошлом году за ложный вызов специализированных служб наказали 32,4 тысячи человек.
Свежей статистики пока нет, но многие практики отмечают: рост подобных дел замечен невооруженным глазом.
Именно поэтому экстренные службы и правоохранительные органы стали в эти дни особо акцентировать внимание на неуместности хулиганских звонков.
«Ложный вызов может стоить кому-то жизни, — напомнили недавно в Главном управлении МЧС России по Волгоградской области. — Цена ложного вызова измеряется не только в денежном эквиваленте. В первую очередь за каждым вызовом сотрудников пожарной охраны стоит возможность спасения человеческих жизней или имущества».
Большое число заведомо ложных вызовов связано с легкомысленным поведением граждан, отмечают в спасательном ведомстве. Специализированные службы обязаны реагировать на каждый сигнал, а сразу определить, верна ли информация, невозможно.
Аналогичные предупреждения появились и на сайтах управлений МЧС и МВД во многих других регионах.
Например, в управлении МВД по Тюменской области особо отметили, что некоторые граждане, ради развлечения либо просто от скуки набирая номер одной из спецслужб, занимают линию экстренных вызовов, и тем самым фактически препятствуют работе полиции, МЧС, медиков.
Как отмечает член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина, в период действия особых мер общественная опасность подобных шалостей вырастает в несколько раз.
«Экипаж, который отвлекся на ложный вызов, рискует не успеть туда, где помощь особенно нужна, — говорит Асия Мухамедшина. — Это и в обычное время серьезная опасность, а во время пандемии попусту отвлекать медиков крайне непозволительно».
При этом она признает, что в период самоизоляции многие граждане столкнулись с психологическими проблемами и пытаются их решить неправомерными способами.
Например, недавно мировой судья Вологодской области по судебному участку № 30 в Вологодском районе вынес постановление о привлечении к административной ответственности в отношении 52-летнего Сергея П.
«Мужчина позвонил в отдел полиции и сообщил, что по месту его жительства в квартире в п. Перьево Вологодского района находятся посторонние и угрожают его убить, — рассказывают в Вологодском областном суде. — В ходе проведенной проверки выяснилось, что мужчина проживает с бывшей супругой, с которой они фактически не разговаривают. В указанный день он выпивал, и, как следует из его объяснений, дома никого не было, а ему захотелось с кем-то пообщаться, поэтому он позвонил в полицию и сообщил информацию, не соответствующую действительности».
С начала года мировым судьей по судебному участку № 30 в Вологодском районе рассмотрено 39 дел по статье КоАП «Ложный вызов специализированных служб».
«При этом граждане давали разные объяснения своим действиям: шутка, желание поговорить, способ знакомства с новым участковым или доставки домой пьяного сожителя и другие», — рассказывают в Вологодском областном суде.
И это только данные по одному небольшому судебному округу. Как замечает юрист, в подобных ситуациях тому, кто просто хочет поговорить, надо звонить в службы психологической поддержки.
В свою очередь член Ассоциации юристов России Вячеслав Голенев сообщил «РГ», что готовит обращение в минюст с предложением повысить санкции за ложный вызов специализированных служб в период повышенной готовности и чрезвычайных ситуациях.
«Сейчас министерство юстиции России как раз проводит общественное обсуждение проекта нового КоАП, и это хороший шанс обратить внимание на некоторые проблемы, — говорит Вячеслав Голенев. — Думаю, есть смысл обсудить вопрос введения отдельного состава правонарушения, предусматривающего повышенные санкции за ложный вызов специализированных служб в период повышенной готовности и чрезвычайных ситуациях. Соответствующее обращение будет направлено в минюст в ближайшее время».