Тайна причин гибели подлодки «Комсомолец» вызывает много вопросов и спустя десятилетия, после трагедии. Это была одна из самых совершенных субмарин своего времени, но плавание на ней стоило жизни четырем десяткам моряков.
Загадка подлодки «Комсомолец»
Одним из трагических дней для российского флота стало 7 апреля 1989 года. Тогда из-за ошибки в проекте в Норвежском море затонула субмарина «Комсомолец».На его борту находился экипаж, который состоял из 69 человек. Выжили тогда только 27 человек.
Эта история считается одной из загадок, так как сопутствовали ей необъяснимые обстоятельства. «Комсомолец» считался одной из самых совершенных подлодок своего времени. За несколько лет до трагедии он стал первой в мире субмариной, которая совершила погружение на глубину свыше 1 км.
На такой глубине подводная лодка становится неуязвимой для кораблей на поверхности воды. При этом субмарина могла успешно проводить стрельбу по противнику.
Оснащена подводная лодка была эффективной системой спасения экипажа, но это не помешало ей стать настоящей братской могилой для моряков.
Впоследствии 7 апреля в России стало памятной датой, во время которого вспоминают о погибших подводниках.
Обстоятельства аварии на «Комсомольце»
Строительство «Комсомольца» было начато в 1978 году. До этого более чем 10 лет над разработкой подводной лодки работали в режиме строгой секретности советские конструкторы. На строительство было затрачено еще 5 лет. Затем, в 1985 году, было проведено успешное погружение на глубину 1027 м и установлен мировой рекорд.
На рейд, ставший последним в истории «Комсомольца, субмарина вышла 28 февраля 1989 года. Цели этого похода неизвестны, так как являются государственной тайной. Перед выходом в море были тщательно проверены системы пожарной безопасности и пожаротушения. Но, тем не менее, 7 апреля на борту атомохода случился пожар.
Возгорание началось в кормовом отсеке №7 в 11:03 по местному времени. Оперативно ликвидировать пожар не удалось, и он перекинулся на отсек№6. К этому времени погиб вахтенный старший матрос и мичман.
После того, как сработала аварийная защита реактора, подводная лодка замедлила свой ход. Было принято решение всплывать. На поверхности лодка была в 11:06. Но к этому времени пламя охватило уже 5 отсеков. Экипаж подал сигнал SOS и к ним был направлен на помощь самолет.
Ожидать помощь пришлось несколько часов. Все это время экипаж отчаянно боролся с огнем. Паники на борту не было, так как каждый из членов экипажа четко выполнял положенное ему по регламенту.
Как погибли моряки на «Комсомольце»
Постепенно крен лодки начал увеличиваться, и было принято решение эвакуировать экипаж. Для этого в море было спущено два плота, но один из них сразу же перевернулся. Командир подводной лодки Евгений Ванин ввиду отсутствия мест на плоту не покинул лодку, а чтобы спастись вместе с еще 5 членами экипажа воспользовался всплывающей камерой.
«Комсомолец» ушел на дно в 17:00, а спустя некоторое время на поверхность всплыла камера. Из-за высокой разницы в давления с нее сорвало крышку. Внутрь мощным потоком хлынула вода, и смог выжить только один человек.
После затопления корабля в ледяной воде Норвежского моря оказалось около 60 моряков. Высокие волны не позволяли команде добраться до плота. Это удалось единицам. Да и рассчитан он был только на спасение 20 человек. Спасателям удалось достичь субмарины только спустя час. В это время и погибла основная часть экипажа.
Причины гибели подлодки «Комсомолец»
Официальным выводом по причинам аварии и затопления субмарины стали ошибки в конструировании. От огня воспламенились отделочные материалы, и очень быстро температура в отсеке достигла почти 1000 С. Это, в свою очередь, привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Воздух начал поступать в избытке, что увеличило интенсивность пожара.
Но доподлинно неизвестно что стало непосредственно причиной возникновения пожара. По одной из версий произошло это из-за интенсивной подачи кислорода в отсеки. Он мог воспламениться в силу случайного стечения обстоятельств.
Стоит отметить, что причина массовой гибели моряков-подводников может быть обусловлена тем, что гидрокостюмы на борту «Комсомольца» были устаревшего образца, и в условиях внештатной ситуации их было трудно одеть. В результате они и оказались в ледяной воде без гидрокостюмов.