Типичные ошибки родителей при решении проблемы травли в детском коллективе

Типичные ошибки родителей при решении проблемы травли в детском коллективе

Одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются родители, – травля в детском коллективе. А типичные ошибки, которые они нередко допускают в попытках эту проблему решить, становятся критическими и еще больше усугубляют ситуацию.

Ошибка №1: надеяться, что проблема решится без вмешательства

Самая распространенная ошибка – это позиция невмешательства со стороны взрослых и надежда на то, что проблема решится сама собой, что в детском коллективе найдутся лидеры, которые осознают свое недостойное поведение по отношению к жертве и смогут изменить ситуацию.

Но если вспомнить, насколько самим взрослым бывает сложно пойти против группового давления, то станет понятно, что в детском коллективе такое вряд ли возможно.

Ошибка №2: пытаться найти и объяснить причины травли

Причин, вызывающих детскую агрессию и поиск жертвы, огромное множество. Их изучение – это не задача родителей или педагогов, а работа психологов. Родители и педагоги должны обеспечить безопасность каждого ученика в школе, а не рассуждать о том, «почему они такие».

Ошибка №3: считать, что проблема в конкретной личности

Ошибочно полагать, что проблема может быть только в самой жертве и только она(он) страдает от коллективного насилия. А терзаются в итоге все – и жертва из-за унижения и незащищенности, и насильники, приобретающие деструктивные черты личности, и те, кто наблюдают со стороны, получая опыт бессилия перед действиями толпы.

Личностные качества жертвы также не имеют особого значения. Объектом травли может стать любой ребенок. Объяснения, что он толстый, «очкастый», бедно одетый или заикающийся – это иллюзия. Проблема не в нем и не в его особенностях, все дело в детском коллективе.

Ошибка №4: пытаться повысить популярность жертвы

Распространенной ошибкой являются попытки педагогов повысить рейтинг популярности жертвы, рассказывая обидчикам о его достоинствах и ставя его в пример. Кроме обратной реакции, это ничего иного не вызовет. Если жертва уже выбрана, любые ее плюсы в детском коллективе тут же превратятся в минусы и обеспечат новый виток травли.

 

Ошибка №5: пытаться призывать к жалости

Еще одна распространенная ошибка – пытаться давить на жалость, рассказывая обидчикам, что чувствует жертва. Они это прекрасно знают, именно потому и устраивают травлю.

Более того, многие из них сами бывали в роли жертвы – в семье или в другой социальной группе, например, более старших детей. Поэтому любая попытка призвать к состраданию только подкрепляет травлю.

Ошибка №6: принимать правила игры

Пожалуй, самая серьезная ошибка совершается тогда, когда мы учим детей принимать правила игры: либо бьют тебя, либо бьешь ты. Это происходит всегда, когда мы советуем учиться налаживать отношения в коллективе или давать сдачу обидчикам, подтверждая тем самым, что мир построен на торжестве силы, и третьего не дано.

Чтобы не совершать этих ошибок, нужно правильно понимать суть проблемы: травля в детском коллективе – это зло, которое нужно изживать, как явление. Следует менять правила игры, по которым сильный имеет право подавлять слабого. Любой ребенок должен быть защищен от этого.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here