Феномен Владимира Высоцкого, чья биография и творчество уже изучены вдоль и поперек, продолжает удивлять не только его современников, но и новые поколения молодежи. Как поэт, не издавший при жизни ни одного сборника стихов, бард, никогда не мелькавший на экранах телевизора, актер театра на Таганке, игру которого удалось посмотреть только избранным счастливчикам, мог пользоваться такой неслыханной популярностью — до сих пор остается загадкой. Возможно ответ кроется в словах его песни: «Не единою буквой не лгу»
В чем феномен Владимира Высоцкого, поэта, барда, актера
В 70-х имя Владимира Высоцкого в СССР знали все – от мала, до велика. Народная любовь к нему была так велика, что ее трудно описать словами и можно только представить по отдельным эпизодам.
Владимир Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. Его детство прошло в большой коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице. Хотя в его детстве был и период эвакуации с мамой во время войны, и жизнь с отцом в военном гарнизоне в Германии, но именно атмосфера послевоенных московских переулков, которые он позднее не раз воспевал в своих стихах, сформировала его, как поэта. Именно им он остался верен конца, когда, уже будучи женатым на француженке, не захотел уезжать из Москвы и расставаться со своим народом.
Увлечение поэзией, игрой на гитаре, которое было свойственно мальчишкам 50-х, привело его сначала в драматический кружок, а затем и в школу-студию МХАТ на актерское отделение. После ее окончания, Владимир Высоцкий работал в театре имени Пушкина, затем в театре миниатюр и только в 1964 году нашел «свой театр» – театр на Таганке, где прослужил всю последующую жизнь под руководством Юрия Любимова. Высоцкий играл во многих спектаклях, но его «Гамлет» остался в памяти современников непревзойденным.
Были у Высоцкого и роли в кино, по которым сейчас мы можем судить – каким великим даром обладал этот артист. Они все очень характерные, яркие и запоминающиеся, но наиболее известные – Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя», Дон Гуан в «Маленьких трагедиях», поручик Бресенцов в фильме «Служили два товарища».
Ранняя поэзия Высоцкого звучала только в кругу друзей, но чем старше становился поэт, тем больше она находила признания у народа. Он сам писал тексты к своим песням, сам подбирал музыку и пел неповторимым хриплым, берущим за душу голосом, о жизни своей страны, о людях, о проблемах, которые их волнуют. Он был настолько искренен в своих песнях, что его зачастую принимали то за геолога, то за летчика, то за бывшего фронтовика – в зависимости от тематики звучавшей песни.
Народная любовь при жизни Владимира Высоцкого не знала аналогов
Очевидцы рассказывают, как однажды Высоцкий приехал с группой артистов на гастроли в Набережные Челны. От вокзала до гостиницы вела прямая улица, одна из центральных в городе, поэтому было решено пройтись пешком. Но вдруг из раскрытых окон зазвучали песни Высоцкого, которых с каждым шагом становилось все больше, они звучали все громче и вскоре слились в единый сплошной и нестройный хор. Новость о том, что Высоцкий идет по улице с невероятной быстротой разлеталась по городу – люди выставляли на подоконники магнитофоны и включали на полную громкость его песни.
Похожие эпизоды повторялись в каждом городе, где бывал Высоцкий. Билеты на его концерты невозможно было купить, их надо было доставать с невероятными трудностями. Творчество Высоцкого считалось идеологически опасным и подвергалось всевозможной цензуре, ему не разрешали петь в больших залах, только в небольших аудиториях или расположенных где-то на окраинах городов кинотеатрах. Но и там залы были забиты людьми. А сотрудники госбезопасности, которые бдительно следили за каждым шагом Высоцкого, сами были поклонниками его таланта, собирали кассеты с его песнями и знали их наизусть.
Народная любовь после смерти Владимира Высоцкого не стала меньше
Самое большое доказательство народной любви случилось уже после смерти поэта. Высоцкий ушел, как и жил – быстро и на взлете. Днем он должен был играть Гамлета, а ночью его не стало. Ни один из зрителей, пришедших на спектакль в тот день, не сдал билет в кассу театра, каждый оставил его себе на память.
Власти боялись не только творчества Высоцкого, они боялись и этой всенародной любви к нему – ни одного некролога не появилось в прессе в день его смерти, ни одного слова не было сказано по радио или телевидению. Но страна все равно узнала, что не стало ее любимца.
Несмотря на то, что это произошло в дни проведения Олимпиады, и большинство улиц в Москве были перекрыты, к театру на Таганке, где должна была проходить церемония прощания, с раннего утра потянулись люди. Они молча стояли с цветами и ждали, когда смогут проводить в последний путь Владимира Высоцкого. Море людей у театра становилось все больше и больше, оно заполнило все окружающее пространство, очередь из желающих проститься с поэтом растянулась на несколько километров, многим так и не удалось попасть к его гробу. Тогда люди просто молча клали цвету у театра. Гора этих цветов росла на глазах. То же самое происходило в тот день и на Ваганьковском кладбище, где прошли похороны поэта. Многие очевидцы говорили, что ни до, ни после театральная Москва не знала таких похорон.
25 января 2020 года Владимиру Высоцкому могло бы исполнится 82 года, но он ушел слишком рано, не успев сделать многого из того, что мог.