Уборка овощей стала большой проблемой для отечественных сел. Эксперты уверены, что для устранения проблемы нужно проводить всеобщую механизацию. Битва за урожай на сельских полях происходит именно сейчас. Рабочих рук для сборки овощей нет, ведь нет гастарбайтеров, основной рабочей силы.
С какими трудностями столкнулись в сборке овощей в 2020 году
Закрытые границы так и остаются на замке с самого начала пандемии. , а на пороге стоит уже вторая волна. Аграрии считают, что вопрос с мигрантами нужно разрешить на национальном уровне, не перенося на потом.
Российский фермер Степан Соломников, к примеру, не знает, что делать со своим урожаем. Осень с сильными дождями, грачи уже улетели, а несколько гектар моркови остается не убранной. К нему ходили несколько школьников, вместе они смогли собрать 10 мешков овощей.
Гастарбайтеры собирали по 30 мешков в день, обходился такой объем работы 1,5 тыс. р. Во время уборки люди получали до 50 тыс. рублей в месяц. Собирали в ведра и высыпали в мешки, а потом погрузчик все собирал сам.
Работа трудоемкая и однообразная, но иных вариантов на осень у фермеров не имеется. Еще в прошлом году в хозяйстве Соломникова было 50 человек из Средней Азии. Сегодня не осталось никого, вес покинули Россию перед тем, как страна закрыла границы.
Картошка до сих пор лежит под брезентом, ее укутывают, чтобы сохранить от осадков. Расфасовать и направить на хранение на зиму некому. Но с картошкой проще, ведь люди ею запасаются впрок. По окончанию первого осеннего месяца собралась очередь из сотни машин.
Люди забирали картошку прямо из буртов. Картошку в этом году отдавал фермер по 20 рублей за килограмм.
Где делась рабочая сила
Большую нехватку рабочей силы в этом году ощущает не один фермер. По официальным данным, по состоянию на 9 октября картошку в стране убрали только на 82%, а овощи лишь на 63%.
Бьются за урожай не только фермеры, но и агрохолдинги. Несмотря на то, что тут достаточно высокий уровень механизации, не хватает людей на подборке и сортировке. Вполне вероятно, что на следующий год картошки будут садить меньше, ведь убирать некому.
Со второй волной коронавируса ситуация станет еще хуже. Уже сейчас гастарбайтеров практически нет, а в 2021 году их будет еще больший дефицит. Вряд ли власти откроют границы с государствами СНГ.
Местные жители чаще всего не хотят трудиться в поле, даже в том случае, если находятся на минимальном пособии. В прошлом году за сбор мешка лука или морковки платили до 50 рублей, в этом предложили 100 рублей. Вполне реально за день собрать 20 мешков и заработать 2 тыс. рублей. Но никто не спешит на такую работу.
Выходит, что весной наращивают объемы, чтобы побольше продать за границу, а осенью фермеры не знают что делать с урожаем, ведь убрать его не успевают. Сейчас многое зависит от мигрантов, но никто не знает, вернутся ли они в Россию или нет.