Закон о госизмене в 2022 году вновь ужесточают в России, какие изменения внесены Госдумой в этот раз


Закон о госизмене в 2022 году вновь ужесточают в России, какие изменения внесены Госдумой в этот раз

Россияне знают о том, что законопроект о «новых формах преступной деятельности и угрозах государственной безопасности» Госдума приняла в первом чтении в мае 2022 года. Пока граждане ознакомились и привыкли, как в Госдуме одобрили новые изменения, которые еще больше ужесточили этот закон.

Закон о госизмене 2022, какие изменения внесены Госдумой

В июле Госдума во втором чтении ужесточила ответственность за «новые формы преступной деятельности и угрозы госбезопасности». Несколько поправок в УК РФ предусматривают до 20 лет колонии и миллионные штрафы. Лишение свободы по статьям о госизмене, разглашении гостайны и угрозе суверенному интернету угрожает IT-операторам, гражданским активистам, блогерам и ученым. Реальные сроки можно будет получить и за любую публичную критику силовиков.

Юристы рассказали, как новые изменения будут отражаться на рядовых гражданах РФ

Правозащитники попытались объяснить, за что теперь можно понести наказание.

«[Понимать под этим будут] всё, что захотят понять соответствующие органы, которые занимаются обвинительной деятельностью, и эксперты, выполняющие их задания. Если осталась какая-то ниша, теоретически не заполненная другими подобными составами преступлений, теперь она будет закрыта. Всё, никаких глубин тут искать не надо.

Применяться будет избирательно, но тут тоже нет никакой новости, всё это происходит по нарастающей давно, а в последнее время особенно активно. Поэтому всё в тренде: продолжение и расширение возможностей той же самой репрессивной политики. Это возможность для избирательного и произвольного применения уголовной репрессии.

Наверное, мы с вами можем обоснованно предположить, что никакие иностранные спецслужбы не будут докладывать российским спецслужбам о том, с кем и как они сотрудничают? Соответственно, все эти выводы будут делаться теми должностными лицами, которые осуществляют уголовное преследование в России. Если им не было известно (или они захотят сказать, что им не было известно) об отношениях кого-то с кем-то, почему бы не назвать это «конфиденциальным сотрудничеством»? Человек не написал статью, не прислал покаянное письмо или уведомление. Это всё рассуждения в зоне абсурда. Вы хотите серьёзный правовой комментарий получить к тому, что к праву имеет отношение только с точки зрения формы: название закона, статья с номером. Это всё, что связывает с правом такого рода новеллы в российском законодательстве. Для правовой нормы должна присутствовать правовая определенность», — разъясняет Вадим Клювгант, адвокат и партнёр КА Pen&Paper.

Свое видение новых изменений дал и другой правозащитник.

 

«Мне кажется, ключевое в [статье о призывах к действиям против безопасности РФ] — это «воспрепятствование исполнению органами власти своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации». Органы по обеспечению безопасности — это не абы какие органы, а вполне конкретные. Очевидно, что прежде всего речь идёт про Федеральную службу безопасности (ФСБ). Помните [ситуацию] с анархистом Михаилом Жлобицким в управлении ФСБ по Архангельской области? Потом было много уголовных дел по оправданию терроризма, в том числе в отношении журналистки Светланы Прокопьевой. В основном все дела были за то, что люди писали какие-то гневные отзывы и призывы в отношении сотрудников ФСБ. Как мне кажется, такие посты теперь могут квалифицироваться по новой статье 280.4 УК РФ, а разного рода публичные критические высказывания про ФСБ — криминализированы.

Передача иностранцам сведений, угрожающих безопасности [РФ], — это государственная измена (275 УК РФ). Санкция этой статьи — от 12 до 20 лет лишения свободы. Конфиденциальное сотрудничество — это любое скрытое сотрудничество, направленное против безопасности [государства], там наказание от 8 до 12 лет. То есть это менее тяжкое преступление, чем государственная измена. Соответственно, то, что не дотягивает до госизмены, но по формальным признакам соответствует «конфиденциальному сотрудничеству» и не включает в себя передачу гостайны, будет квалифицироваться по статье 275.1 УК РФ. Статьи о госизмене и конфиденциальном сотрудничестве со спецслужбами дополняют друг друга», — говорит Павел Чиков, глава правозащитного проекта «Агора».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here