Что такое антимонопольный комплаенс и как внедрить его в политику своей компании

Что такое антимонопольный комплаенс и как внедрить его в политику своей компании
Источник фото: pravitelstvo.kbr.ru

Ужесточение санкций за антимонопольные нарушения, рост количества антимонопольных разбирательств, а также положительный зарубежный опыт, привели к необходимости закрепления в российском законодательстве такого института как антимонопольный комплаенс. Соответствующие изменения были введены в Закон о защите конкуренции 1 марта 2020г., а в силу вступили 24 марта 2020г. На сегодняшний день антимонопольный комплаенс является эффективным инструментом профилактики антимонопольных нарушений. О том, что он из себя представляет, и как внедрить его в политику компании, расскажет данный материал.

Понятие

Антимонопольный комплаенс — это определенная программа, внедряемая в политику организации с целью соблюдения (не нарушения) конкурентного законодательства страны. Он является эффективным инструментом, позволяющим как снижать, так и предупреждать риски нарушения действующего антимонопольного законодательства, и, как следствие предусмотренных за это санкций.

Из чего должен состоять комплаенс и как внедрить его в политику компании

Антимонопольный комплаенс — это цельный механизм, который может в различном сочетании включать в себя следующие меры:

  • разработку и принятие определенных внутренних документов. Необходимости в регистрации документов в ФАС или ином государственном органе нет. Достаточно их утверждение уполномоченными лицами самой компании;
  • формирование подразделения или назначение лица, ответственного за антимонопольный комплаенс;
  • обучение и информирование персонала;
  • проведение работы по выявлению и оценке антимонопольных рисков;
  • иные меры, которые организации могут применять по своему усмотрению.

Антимонопольный комплаенс в организации должен быть «живой» системой, то есть нельзя один раз утвердить документы на все последующие годы. Эта система постоянно должна следить не только за изменениями, происходящими в законодательстве страны, но также и за изменениями рыночного характера, и за изменениями внутри самой организации.

Поможет ли наличие действующего комплаенса избежать ответственности за антимонопольные правонарушения, или снизить ее

На сегодняшний день в КоАП РФ отсутствует норма, прямо предусматривающая снижение ответственности организаций, применяющих комплаенс, за совершенные антимонопольные нарушения, или освобождение от такой ответственности.

Вместе с этим, наличие комплаенса может быть рассмотрено в качестве смягчающего обстоятельства при назначении штрафных санкций для организаций, внедривших его в свою политику, на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ.

Внедрение антимонопольного комплаенса на сегодняшний день не является обязательным ни для каких хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, учитывая, что антимонопольные риски являются одними из наиболее существенных рисков в деятельности организаций, внедрение комплаенса является рекомендуемым, так как помогает эти риски эффективно снижать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here