Большинство банков навязывают услугу страхования в качестве обязательной дополнительной услуги к приобретению. Сейчас уже и кредиторы стараются издавать страховые продукты, продвигая их собственным клиентам. Часто применяется продукт к юридическим и физическим лицам, слабым по платежеспособности.
Основная информация
Некоторых граждан попросту заставляют приобретать страховой продукт, аргументируя тем, что им не дадут кредит. Но стоит понимать, что даже если клиент приобретает продукт, он вправе оформить заявление на отказ в течение периода послабления. Об этом нюансе должен знать каждый человек.
Здесь также имеется некоторый нюанс, который заставляет все приобретать продукт. Банки вносят поправки в свою продуктовую линейку, где оговаривают повышение процентной ставки за счет отказа от страхового продукта. Мало того, становится не выгодным кредит, так как снижается сумма и срок оплаты обязательств.
Но по факту, если приобретается продукт без страховки, то при перерасчете – кредит становится с более высоким процентом. Стоит изучить все аспекты страхования, возможности отказа, прежде чем идти в банк.
Совсем недавно, клиент вообще не имел возможности отказаться от страховки, подписывая кредитный договор. При обращении в банковское учреждение или в страховую компанию, клиент получал отказ.
Считалось, что раз он подписал действующий договор, то решение его добровольное и обдуманное. Проблема такого характера решалась только через судебную инстанцию по статье навязывания услуги.
Некоторые кредиторы дали возможность оформить отказ от страхового продукта и возвращали денежные средства за неиспользованный период. В 2016 году в России решил урегулировать данный вопрос. Теперь все те, кто приобрел полис, вправе его вернуть и забрать отданные денежные средства.
Данный период приобрел название охлаждения. Давалось 5 дней для отказа от продукта. Для возврата клиент должен был прийти в страховую компанию и потребовать возвратить в письменной форме денежные средства.
На законных основаниях возврат осуществлялся в короткие сроки, а денежные средства передавались в течение 10 дней после написания заявления.
Помимо отказа, законодательство позволяет не соглашаться на дополнительные услуги разного рода, которые навязываются организациями. В связи с чем, кредиторы повысили процентную ставку для минимизации рисков утраты выданных денежных средств.
В кредитном договоре теперь стали уточнять, что может повышаться процентная ставка за счет отказа от продукта. И этот пункт останавливает клиентов от проведения действия, и они оформляют страховой продукт.
Если все же он отказывается от уже навязанной услуги, то ему возвращаются денежные средства. Но процесс сопровождается также долгими конфликтами.
Виды страхования
Кредитование несет в себе как оформление обязательных страховок, так и дополнительных.
К первым относят:
- страховку недвижимости. Например, при обеспеченном кредите, ипотеке;
- страховка КАСКО. При оформлении автокредита клиент обязан застраховать имущество по дополнительной страховке, так как он считается залоговым имуществом.
Все остальные виды страхования имеют дополнительный характер. Может осуществляться возврат по наличным, товарным кредитам, а также кредитным картам.
Сюда относят:
- страхование жизни и здоровья клиента;
- титульное;
- при сокращении на месте трудоустройства;
- при защите от финансовых рисков;
- при страховании имущества заемщика (дополнительное к основному).
Страховка – это законная сделка дополнительного характера, которая предлагается, а не требуется РТ клиента. Если она не входит в список обязательных, то он вправе от нее в письменной форме отказаться.
Как можно
Многие задаются вопросом, а можно ли отказаться от страховки по кредиту после его получения. Конечно можно, если она не считается обязательной при оформлении конкретного вида продукта.
Если человек обнаружил в кредитном договоре сноски о страховке, то он вправе отказаться от нее и от дополнительных услуг. Но стоит помнить, что тогда кредитор может повысить процентную ставку или отказать в выдаче кредитного продукта на первоначальных условиях.
Кредитные компании не скрывают, что при приобретении продукта, кредит становится дешевле. Но не стоит соглашаться на данные условия. Достаточно посчитать ежемесячный платеж в различных ситуациях.
Процентная ставка может оказаться несколько выше, чем процент по договору, который предусматривается страховщиком. А может быть и иная ситуация.
После приобретения кредита можно:
- принять решение об отказе от страхового продукта в указанный период;
- при уточнении информации о страховке срок требования истек.
Период охлаждения – это новое понятие в юридической тематике, обозначающее срок, в течение которого можно расторгнуть договор и возвратить денежные средства, оплаченные за страховку.
В соответствии с новыми поправками, период достигает 14 дней. Это регламентируется Указанием Центрального банка России №3854–У от 20 ноября 2015 года.
Для возврата клиенту необходимо написать заявление, установленного образца и отправиться в страховую организацию.
В обязательном порядке заполняется:
- фамилия, имя и отчество;
- реквизиты действующего договора;
- дата и подпись.
При заключении индивидуального договора нужно писать заявление в страховую компанию, в не в кредитное учреждение. При расторжении договора возврат осуществляется либо в полно объеме, либо в частичном.
Все зависит от срока вступления договора в силу и кредитных условий:
- возврат осуществляется в стопроцентном размере, если договор не вступил в законную силу;
- частично возвращаются средства с учетом использованных дней, которые прошли с момента подписания договора;
- отказ в возврате денежной суммы, если уже произошел страховой случай.
Видео: Советы юриста
Что дает страховой продукт клиенту
Ни один человек не может быть уверен в своем здоровье, благополучии и трудоспособности.
Страховка дает заемщику оплату кредитных обязательств, если:
- потерял работу, доход от которой шел на погашение текущих обязательств;
- если наступил страховой случай, связанный с нанесением ущерба здоровью и жизни, оплачивается платеж компанией;
- все родственники окажутся в стороне от судебных трений, штрафов;
- кредитная история не будет испорчена.
В любом случае, заключение договора на предоставление услуг страховки – дело добровольное.
Через суд
Некоторые банки и компании не идут на уступки и не возвращают денежные средства за страховой продукт. Тогда клиенту требуется обратиться в уполномоченный орган – судебную инстанцию.
Для подачи искового требования нужно предоставить:
- договор кредитования;
- страховой полис;
- отказа кредитора в письменном виде.
Необходимо предоставить письменные доказательства по навязыванию услуг страховщиками. В том числе, лучше записать все обращения на диктофон для увеличения шансов на победу. Также советуется привлечь адвоката, если заемщик не силен в юридических аспектах.
На данный момент шанс выиграть дело в судебной инстанции велик. Главное доказать, что страховой полис был навязан обманным образом. Например, при включение в платеж без предупреждения.
Если компания и страховка была выбрана клиентом, то отказаться от предоставленного продукта будет гораздо сложнее.
Нюансы
Если период охлаждения уже прошел, то отказ от продукта уже не попадет под новое законодательство. Тогда требуется подать иск в судебную инстанцию. Но для начала также требуется обратиться в кредитное учреждение с требованием.
Некоторые кредиторы сейчас лояльны и дают им возможность отказаться от дополнительных услуг позже, чем указанный период. Здесь стоит отметить ВТБ24, Хоум кредит и Сбербанк.
Досрочная оплата
Нередко клиенты оплачивают кредит досрочно. Клиент при этом имеет право отказаться от страховки и вернуть денежные средства за неиспользованный период времени.
Для возврата нужно заручиться справкой из банка, написать заявление в страховую компанию, где оговорить момент, что человек досрочно закрыл обязательства.
Коллективная страховка
Коллективная страховка – это распространенный продукт, который позволяет найти лазейку в действующем законодательстве.
Индивидуальная подразумевает под собой договоренность между страховщиком заемщиком. Здесь не имеется третьих лиц. Именно поэтому, при обращении на возврат, нужно прийти непосредственно в страховую организацию.
Период охлаждения здесь действует на основании законодательства, а остальное прописано в действующем договоре.
Коллективная – это уход кредитора от страховщиков и от массовых отказов заемщиков. Вернуть денежные средства невозможно, так как клиент не подписывает договор со страховщиком напрямую. А банк при этом выступает посредником.
Возврат страховки – это сложный процесс, который подразумевает письменное обращение в страховую компанию с полным пакетом документов. При отказе ее выдать уплаченную сумму, он вправе обраться в судебную инстанции с исковым требованием о возврате, уплатив государственную пошлину. В качестве доказательств могут предоставляться аудио и видео записи.