Одной из самых крупных покупок для физического лица можно считать именно приобретение автомобиля. Однако становясь владельцем заветной машины, покупатель порой сталкивается с целым рядом неприятных сюрпризов: авто имеет не оглашенные при заключении сделки дефекты, важные комплектующие выходят из строя практически сразу и требуют дорогостоящего ремонта или замены. В этом случае, большинство обманутых граждан стремится вернуть потраченные деньги.
Особенности расторжения договора
Если обеими сторонами сделки с автомобилем являются физические лица, то ФЗ «О защите прав потребителей» здесь не действует. Обманутому покупателю придется опираться при расторжении договора купли-продажи автомобиля только на положения ГК РФ. В них же указано, что:
- Дефекты приобретенного транспортного средства должны быть выявлены в течение 15-ти дней;
- Расторжение контракта возможно только по обоюдному согласию сторон или по решению суда.
В случае если дело дойдет до суда, то покупатель может рассчитывать на решение в его пользу только при условии, если обнаруженный им недостаток является существенным, в частности:
- Не поддается устранению;
- Его исправление требует внушительных денежных и временных затрат.
В любом случае, при несогласии продавца вернуть средства потребуется проводить независимую экспертизу, результаты которой и лягут в основу отстаивания интересов покупателя.
Основные способы расторжения договора
Безусловно, если купленный автомобиль имеет несущественные дефекты, то покупатель может устранить их и самостоятельно. Однако при наличии серьезных повреждений, лучше не откладывать дело и сразу приступить к процессу расторжения договора. Сделать это можно, как по обоюдному согласию, так и через суд.
По соглашению сторон
В этом случае покупателю необходимо договориться с продавцом о личной встрече. В ходе нее следует представить факты наличия дефектов и предложить вернуть деньги. Если продавец согласится, то составляется письменное соглашение о расторжении сделки в 2-х экземплярах, которое подписывается обеими сторонами. В этой бумаге упоминаются:
- Обе стороны сделки;
- Номер и дата заключения сделки;
- Причины расторжения договора;
- Дата окончания прав и обязанностей участников сделки.
Представление претензии
Если продавец наотрез отказывается возвращать деньги, покупатель должен подготовить письменную претензию, содержащую следующие обязательные пункты:
- Перечень всех выявленных у машины дефектов;
- Требование расторжения сделки и полного возврата оплаченной суммы средств;
- Уведомление об обращении в суд при условии невыполнения требования в течение установленного времени.
Как правило, продавцу на раздумья предоставляется срок не более одного месяца. Сама претензия пересылается на адрес его проживания, указанный в договоре заказным письмом.
Судебное разрешение спора
Со времени отправки претензии проходит месяц, а ответа от продавца так и не поступает. Это является сигналом покупателю для подачи искового заявления в суд, к которому прилагаются:
- Квитанцию о внесении судебного сбора;
- Копия договора купли-продажи, заверенную нотариусом;
- Копии претензии к продавцу и документы с почты, подтверждающие её отправку;
В самом иске описывается суть проблемы, а именно дефекты, выявленные в купленной машине, сумма ущерба и время приобретения авто. Копию искового заявления на следующий же день после его передачи в суд необходимо отправить заказным письмом продавцу.
В ходе судебного разбирательства обычно назначается независимая экспертиза автомобиля, которая призвана выявить его дефекты и их влияние на эксплуатационные свойства машины. Все расходы, связанные с судебным разбирательством, по итогам рассмотрения иска будут возложены на проигравшую сторону.
Таким образом, при выявлении существенных недостатков в приобретенном автомобиле покупателю следует незамедлительно начать процесс расторжения договора. Изначально стоит попробовать договориться с продавцом, затем отправить ему претензию и только после этого передавать дело в суд.
Следует помнить, что выявить недостатки важно в течение первых 15 дней после приобретения авто.