В 2021 г Конституционный Суд РФ принял резонансное постановление, которое разрешил взыскать единственное жилье (№ 15-П от 26.04.2021). Для многих должников это стало шокирующей новостью, поскольку перспектива остаться без жилья малоприятная. Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
Прежде всего, понятия взыскание и арест неоднозначны, между ними существует принципиальная разница. Взыскание – это изъятие жилого помещения из собственности и реализация его на торгах с целью погашения образовавшейся задолженности.
Под арестом недвижимого имущества понимают наложение запрета на совершение каких-либо регистрационных действий с жилым помещением.
Таким образом, судебный пристав вправе арестовать единственное жилое помещение, имеющееся у должника, или его часть, поскольку арест не подразумевает изъятие жилья, его реализацию или передачу взыскателю. Наложение ареста призвано создать условия для исполнения судебного акта о взыскании долга и гарантировать взыскателю возврат денежных средств.
После ареста жилого помещения должник может пользоваться этим помещением (проживать в нем, нести обязанность по его содержанию). Однако, должник не вправе распоряжаться жильем, т.е. отчуждать его – продавать, дарить, менять, завещать.
Аналогичная позиция была высказана Верховным Судом РФ в 2016 году. Согласно постановлению № 78-КГ15-42 от 11.01.2016 года Верховный Суд признал правомерными действия ФССП, выразившиеся в наложении ареста на единственную квартиру должника на основании судебного постановления о взыскании задолженности.
Согласно действующего законодательства сам пристав не может обратить взыскание на жилье, являющееся для должника единственным для проживания, так как в силу аб. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ такое жилье защищено законом (кроме случаев, когда недвижимость находится в залоге).
И хотя в 2012, 2021 годах Конституционный Суд обязал внести изменения законодателя в указанную норму материального права, на сегодняшний день она продолжает действовать в прежней редакции.
Обратить взыскание на жилое помещение (дом/квартира), которое является для должника единственным пристав может только на основании решения суда, которым суд установит, что:
- Площадь единственного жилого помещения превышает норму площади социального найма.
- Должнику будет предоставлено другое жилье (квартира/дом/комната) в том же районе пригодное для проживания.
- Размер задолженности превышает стоимость жилого помещения.
- Единственное жилье было приобретено со злоупотреблением со стороны должника.
Часто должники, имеющие несколько жилых помещений, после принятия судебного решения о взыскании долга начинают продавать, дарить квартиры в надежде, что их единственное оставшееся жилье у них никто не отнимет. Однако, эта стратегия не работает, поскольку суд по требованию кредиторов может отменить такие сделки, если признает действия должника недобросовестными.
У меня единственное жилье дача у меня долг в пенсионный фонд