Для того, чтобы рассматривать конкретно претензию по договору поставки, необходимо понимание и изучение того, что же такое претензия.
Претензия – это документ, которым регулируются споры между сторонами, подписавшими договор, в досудебном порядке.
При заключении каких-либо гражданско-правовых отношений между сторонами, заключается договор между ними. Этот договор является способом регулирования отношений между сторонами, подписавшими договор. Все договора составляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, заключается договор поставки между покупателем и продавцом, а только после этого производится поставка товара. И только после подписания договора стороны вступают в гражданско-правовые отношения. Законодательное регулирование самого договора поставки предусмотрено статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Все договора, в том числе и договор поставки, регулируют права и обязанности сторон, которые его подписали. Часто случается так, что одна из сторон не выполняет или ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, которые установлены договором. Этой стороной может быть как поставщик, так и покупатель.
В таком случае, если одна сторона нарушает условия договора, то вторая сторона вправе написать претензию (как досудебное урегулирование спора). Претензия дает возможность озвучить оспариваемые моменты и решить их, не доводя спор до суда.
Существует два случая, когда претензионное урегулирование обязательно:
- Когда это устанавливает Федеральный закон.
- Когда это установлено самим договором поставки.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, а точнее его четвертая статья, устанавливает то, что если для какой-то категории споров законом установлен претензионный порядок регулирования или же он предусмотрен договором, то спор может быть передан на разрешение арбитражного суда после соблюдения претензионного порядка.
Это означает, что организации в праве обратиться в арбитражный суд лишь после соблюдения претензионного порядка. Если претензионный порядок не соблюден, то обратиться в суд они не имеют права.
Иногда, в момент заключения договора поставки сразу прописывается возможность досудебного урегулирования разногласий. Если это в договоре не прописано, то для решения споров придется сразу обращаться в суд.
Существует только один случай обязательного досудебного урегулирования споров по договору поставки, несмотря на то, что это не установлено самим договором. Этим случаем является расторжение или изменение договора в одностороннем порядке.
По общему правилу расторжение договора поставки или его изменение возможно только по соглашению обеих сторон.
В чем же может заключаться суть претензии?
Обычно, претензии возникают из-за нарушения условий сделки. Например:
- уменьшение объема поставки
- увеличение стоимости по договору в одностороннем порядке
- несвоевременная оплата или поставка или их отсутствие
- нарушение целостности упаковки и т.д.
Сроки. Когда предъявляется претензия?
Современное законодательство Российской Федерации в области гражданского право регулирования, к сожалению, не устанавливает ни определенных сроков предъявления претензии контрагенту, ни порядка ее подачи. В законе лишь сказано, что претензия подается в «разумные сроки». Понятие «разумные сроки» каждый может трактовать как ему захочется, но на практике чаще всего претензии подаются в течение одного месяца. Стоит знать, что это срок можно прописать в самом договоре. В таком случае претензия должна быть предъявлена контрагентом в тот срок, который установлен договором. Если все-таки срок не установлен в договоре, то следует знать, что в Российской Федерации существует такое понятие, как срок исковой давности. Длится он три года, именно в этот период можно предъявить претензию и в случае не решения проблемы, обратиться в арбитражный суд для решения спора.
Составлением же самой претензии должен заниматься сотрудник предприятия или организации, который ведет этот договор поставки. Этот сотрудник должен знать законодательство Российской Федерации в области гражданского права и иметь навыки по составлению такого рода документов. Чаще всего этим занимаются юристы организаций и предприятий.
Законодательство не устанавливает единых форм составления ни самого договора поставки, ни претензии на него. Но при составлении претензии, необходимо соблюдать определенные стандарты делопроизводства. Существуют сведения, которые обязательно указываются в претензии. Например, конкретно в претензии к договору поставки обязательно указать название организации-отправителя, название организации, которой адресован документ (сама претензия), адреса сторон договора, также указывается номер и дата самого договора поставки. Это что касается «шапки» претензии. В основной части указывается суть претензии, подкрепляя ее пунктами договора, которые были нарушены. Так же в этой части прописывается перечень документов, которые прилагаются к претензии(приложения). В заключительной части претензии указываются требования и срок их исполнения, также вторая сторона предупреждается о том, что в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, заинтересованная сторона будет вынуждена обратится с заявлением в суд. Обычно, последняя фраза приносит неплохой результат.
Оформление претензии
Как и к составлению претензии, так и к ее оформлению нет каких-то особенных требований, установленных законом. Ее можно писать от руки шариковой ручкой на чистом белом листе, а можно печатать на фирменном бланке организации, что очень удобно, т.к. не надо вносить реквизиты организации вручную. Существует одно правило, которое нельзя нарушать: претензия должна быть подписана директором организации или лицом, уполномоченным на это. Подпись должна быть только «живой», факсимильная подпись в этом случае не подходит. В соответствии с законодательством Российской Федерации удостоверять претензию печатью или штампом необязательно, если иное не предусмотрено уставом самой организации-отправителя. Составляется претензия в двух экземплярах, которые регистрируются в журнале учета документов. А экземпляр, который отправляется, регистрируется еще и в журнале учета исходящей корреспонденции.
Как отправляется претензия
Тут уже имеются конкретные способы отправки:
- Заказным письмом по почте, но обязательно с обратным уведомлением о вручении.
- Отправить курьером или сотрудником организации. При вручении контрагенту или его представителю обязательно взять расписку о получении претензии.
- По электронной почте, если у отправителя имеется официально зарегистрированная цифровая подпись (этот способ нежелателен, т.к. получатель может и не получить претензию).
Результат написания претензии
Может быть два варианта дальнейшего развития событий после написания претензии:
- Признание и исправление ошибок второй стороной.
- Игнорирование контрагентом претензии или отказ в признании ошибок. В таком случае потерпевшая сторона имеет право обратиться с заявлением в суд для восстановления справедливости.
Следует отметить, что процедура регулирования споров по договору поставки в судебном порядке очень длительная и материально затратная для истца. Урегулирование споров путем предъявления претензии намного проще и быстрее.