Согласно законодательству, автовладелец обязан застраховать свой автомобиль сразу после приобретения или же после оформления кредита на машину. Таким образом, страховой договор заключается в обязательном порядке. К большому сожалению, компании — страховщики часто злоупотребляют этим. Тем не менее соблюдать условия договора они обязаны, т. к. в при его нарушении им придётся компенсировать неустойку по ОСАГО.
В чем смысл этого понятия
Суть понятия заключается в пенях, которые компания — страховщик обязуется выплатить застрахованному автовладельцу, в случае несоблюдения ей условий по договору. Сюда можно отнести нарушение сроков выплаты, либо когда она произведена не полностью и т. д.
Деятельность компаний — страховщиков, когда возникают споры и разногласия по отношению к гражданам регулируются законом ФЗ № 40 и ФЗ № 4015, а также Гражданским кодексом РФ.
Однако следует учитывать, что в документе договора могут быть указаны особые условия и принципы, по которым рассчитываются выплаты.
Пени могут быть начислены только в случаях невыплаты компанией – страховщиком согласно пунктам, перечисленным в документе договора (ДТП, стихийные бедствия и др.)
Именно компания берёт на себя обязательства обеспечить выплату и не должна перекладывать ответственность на кого — либо.
Чтобы определить сумму выплат, необходимо разбираться в порядке расчёта размера неустойки, понимать перечень ситуаций, при которых в выплатах может быть отказано. Также размер варьируется в зависимости от санкций, которые может предъявить компания. Это может быть:
- Возврат страховой премии или нарушение сроков отправки транспортного средства в ремонт.
- Перечисление только части денежных средств, или отсутствие выплаты.
Права и обязанности
Компания — страховщик
В течение 20 суток с момента подачи застрахованным лицом заявления о возмещении денежных средств, необходимых для ремонта транспортного средства (без учёта праздничных и нерабочих дней) компания – страховщик обязуется выплатить их, обеспечить отправку ТС на станцию техобслуживания, либо предоставить обоснованный отказ.
Что касаемо ремонта, компания – страховщик обязана провести осмотр повреждённого транспортного средства в течение 5 рабочих дней. Далее, в течение 20 рабочих дней направить транспортное средство в автомастерскую и произвести оплату ремонта застрахованному лицу. Выдача заявления может быть продлена до 30 дней в случае, если застрахованное лицо изъявляет желание выбрать станцию техобслуживания, наиболее удобную для него.
Заявитель по истечении данного периода может сразу требовать не только выплатить не только необходимую сумму, но и компенсировать неустойку, т. к. компания – страховщик несёт ответственность за соблюдение сроков, указанный в договоре. Заявление о компенсации неустойки подаётся отдельно и рассматривается компанией в течение 5 рабочих дней.
В случае неудачного ремонта, когда после его окончания выявлены неисправности, компания обязана обеспечить его повторно для устранения дефектов, что приводит к увеличению времени нахождения автомобиля. В этом случае заявитель имеет право требовать неустойку ещё и за нарушение сроков нахождения автомобиля в ремонте по вине компании — страховщика.
От санкций компания освобождается лишь тогда, когда сроки выплаты нарушены по вине застрахованного лица, случаях окончания сроков действия договора, его расторжении, а также форс-мажорных обстоятельств, т. е. тогда, когда она выполнила все обязательства по договору, согласно законодательству РФ.
Застрахованное лицо
Согласно закону, застрахованному лицу, претендующему на получение неустойки, надлежит сперва написать заявление в страховую компанию с указанием предпочитаемой формы выплаты — наличными или переводом на карту и реквизитов банка (в случае безналичного перевода средств).
Для компании – страховщика этих документов будет достаточно.
В случае каких-либо нарушений выплат, застрахованное лицо может отправить в Центральный Банк России жалобу с просьбой обеспечить компенсацию неустойки.
ЦБ отправит предупреждение страховой компании о необходимости исполнения своих обязанностей перед заявителем, т. к. в функцию данного органа входит обеспечение контроля за соблюдением условий договора со стороны компаний – страховщиков по отношению к гражданам согласно законодательству.
Как проводится расчёт
С наступлением следующего рабочего дня после того, как страховая компания, по условиям договора, должна была осуществить выплату (расчётный период заканчивается с зачислением средств на счёт застрахованного лица), но ко каким-либо причинам не сделала этого, начинает начисляться неустойка. В случае недоплаты пени рассчитываются исходя из этой суммы. За каждый день просрочки страховая компания обязана перечислять 1 % от суммы.
Неустойка имеет чёткие финансовые рамки: она не должна превышать сумму страховки, а также не может быть больше суммы выплаты.
Если со стороны компании произошла задержка с направлением транспортного средства на ремонт, то к сумме неустойки прибавляется компенсация за износ.
Неустойка высчитывается по формуле Н = В*1%*Д, где Н – это «Неустойка», В, означает «Выплата» (сумма, которая была установлена экспертизой), 1% — это коэффициент, который установило законодательств, а «Д» — это количество дней просрочки.
Как видно из формулы, объём неустойки зависит от суммы возмещения ущерба, но при этом не может быть больше этой суммы.
Как начисляется неустойка в случае нарушения сроков выдачи направления на ремонт
Начисление неустойки, когда нарушены сроки выдачи направления на ремонт транспортного средства производится из расчёта 0,5% от общей стоимости ремонта.
Это происходит в случаях:
- Когда не соблюдены сроки страховой выплаты. Начинает начисляться с 21 дня.
- Когда не соблюдены сроки выдачи мотивационного отказа. Начинает начисляться с 21 дня.
- Когда не соблюдены сроки выдачи на ремонт автомобиля. Начинает начисляться с 21 или 31 дня (в случае, когда станцию техобслуживания выбрана застрахованным лицом).
Возмещение неустойки в претензионном порядке
Подача претензии – это способ мирного урегулирования спора между сторонами до обращения в суд. Согласно законодательству РФ, подача претензии является обязательным процессом. Гражданин обязан соблюсти весь порядок подачи претензии до того, как пытаться решить вопрос в суде.
Претензия подаётся в случае, если компания – страховщик:
- Нарушила сроки выплаты.
- Частично либо полностью не выплатила страховую сумму.
Подаваемая претензия должна иметь чёткую структуру: Она подаётся обязательно в письменном виде, содержать в себе все необходимые обстоятельства, точную сумму выплаты и чётко прописанные требования, адресованные страховой компании.
В течение 30 рабочих дней компания должна рассмотреть претензию и принять по ней решение. После истечения данного срока стороны, как правило, либо приходят к перемирию, либо продолжают свой спор в судебном порядке.
Подача заявления о возмещении неустойки в суд
Вариантов подачи искового заявления два:
- Лично обратиться в судебный орган в часы работы.
- Направить его по почте.
Также необходимо предоставить копию паспорта, перечень документов, подтверждающих отношения заявителя и страховой компании (копия договора), а также важно наличие расчёта неустойки и документа, подтверждающего претензию.
Для того чтобы составить полный подробный список документов, необходимых для разрешения ситуации в судебном порядке целесообразно проконсультироваться с опытными юристами, которые смогут предоставить квалифицированную помощь.
Важно помнить, что если сумма ущерба меньше 50 тысяч рублей, то этот спор находится в юрисдикции мирового суда, а если больше — районного.
Если судебные тяжбы закончатся в пользу истца, то следует помнить, что суд может наложить штраф на страховую компанию. Он составляет 50% от суммы страховой выплаты, присуждённой истцу.
Выплата неустойки очень невыгодна страховым компаниям, так как порой она может вылиться в солидную сумму и сулит большие убытки, заставляя страховщиков осуществлять выплаты вовремя, а также вовремя направлять на ремонт или обоснованно отказывать гражданам.
Следовательно, этот способ можно довольно эффективным инструментом контроля за выполнением страховыми компаниями своих обязательств, достаточно просто знать свои права и обязанности.