Регистрируем товарный знак. 4 популярных заблуждения и мифа

blankВ последние месяцы участились случаи, когда в России пытаются регистрировать торговые марки, крайне похожие на знаменитые мировые бренды. На фоне особой геополитической обстановки предприниматели решили, что теперь можно обзавестись своими собственными «ИДЕЯми» вместо «ИКЕЯ». Или достаточно поменять букву «s» на «z» в торговом знаке «Nespresso», полагая, что это сработает, а потребители ринутся за отечественными товарами под псевдомаркой.

У многих возникли закономерные вопросы, можно ли зарегистрировать на себя ТМ ушедшего с российского рынка зарубежного бренда? Пройдёт ли регистрация знака, если он сильно напоминает какую-то другую марку?

Заблуждение 1. В свете последних политических событий можно присвоить себе именитые ТМ, просто зарегистрировав их на себя

Это не так. Текущая обстановка в России и мире меняется, но законодательство в сфере охраны интеллектуальной собственности нет. Если правообладатель зарегистрировал ТЗ и вовремя продлевает лицензию на него (лицензия выдаётся на 10 лет), то и Роспатент откажет в регистрации такого же или схожего знака для другого заявителя.

Согласно закону, ведомство легко может отказать в регистрации, если обозначение будет просто напоминать уже зарегистрированный некий знак. Процесс проверки ТЗ достаточно долгий по времени, поэтому лучше заявителям заранее знать о таких нюансах. Не стоит подавать заявку на спорный знак и терять время зря в ожидании, когда вероятность отказа крайне велика. На практике заявители сами часто отзывают такие заявки, не дожидаясь отрицательного решения патентного бюро.

Заблуждение 2. Для регистрации ТЗ достаточно лишь подать заявку и оплатить пошлину

Оформленная заявка, а также взятие её в работу Роспатентом, присвоение ей порядкового номера никак не гарантирует положительного решения от ведомства о регистрации знака.

Экспертиза осуществляется в несколько этапов. Сначала знак проходит формальную экспертизу (1-1,5 месяца). На этом этапе проверяется соблюдение таких формальностей, как уплата пошлины, состав необходимого пакета документов на регистрацию. Следующий этап – экспертиза по существу (до 12 месяцев). Лишь на втором этапе экспертиза непосредственно коснётся знаков, изображений (ч.4, гл.76 ГК РФ). В течение 2-ого периода ведомство может запрашивать необходимые дополнительные документы, если возникнут какие-либо вопросы.
Итог всех этапов: регистрация ТЗ или отказ в регистрации. Существуют также специальные онлайн-сервисы по проверке торговых знаков, благодаря которым можно сэкономить себе время и деньги.

Сегодня в России из 100% оформленных заявок положительное решение принимают в 60-70% случаев.

Заблуждение 3. Регистрация ТЗ в России – гарант правовой охраны знака во всех странах

Нет, законодательство интеллектуальной собственности на товарные знаки в каждой стране своё. Поэтому и регистрировать ТМ нужно в каждой стране, где ведётся бизнес. Для глобальных брендов существует возможность регистрации права сразу во множестве стран при подаче лишь 1-ой заявки. Это система Мадридского протокола. По этой системе правовая охрана знака может охватить на 2022 год 128 стран-членов соглашения. Россия включена в этот список ещё в 1997 году. Существенный минус регистрации через международный портал – это стоимость. В сравнении с регистрацией в Роспатенте регистрация через систему Мадридского протокола может увеличить сумму всей процедуры в 3-4 раза. Поэтому не всем бизнесменам и предпринимателям будет последний вариант интересен и выгоден. Им пользуются, как правило, лишь мировые бренды. В этой отрасли работают специалисты – патентные поверенные, с которыми можно всё сделать, оформить и зарегистрировать.

Заблуждение 4. После регистрации ТЗ никто не сможет оспорить данный факт

После регистрации ТЗ пользоваться таким же обозначением прямой конкурент по бизнесу не сможет. Но право у любого другого предпринимателя обратиться в патентное ведомство с целью оспорить принадлежность ТЗ конкретному собственнику есть. Что это значит? Заинтересованное лицо может обратиться в патентное бюро, заявить свои возражения. В Роспатенте есть специальный отдел, который так и называется «Палата по патентным спорам». Именно это подразделение будет рассматривать спор и возражения по существу. Данный этап в виде обращения в ведомство обязателен согласно ст.1512 ГК РФ. Он может длиться до 3-4 месяцев. Только после этого сторона обращается в суд за защитой своего права.

 

Например, некий заявитель считает, что право на охрану ТЗ возникло гораздо раньше именно у него. Так было в долгих спорах на ТЗ «Ласковый май» между Юрием Шатуновым и собственником данного ТЗ – предпринимателем Филатовым. К слову сказать, певцу уже отказали несколько инстанций, судебная тяжба длится уже много лет. Также себя ведут и мировые известные бренды, обнаруживающие контрафактную продукцию-реплики. Они обращаются в суды с требованием прекратить использовать их фирменные обозначения. Максимальный штраф для компаний, нарушивших такой закон – об охране интеллектуальной собственности, до 5 млн рублей. В российской судебной практике чаще всего компании получали штраф от 200 тысяч до 1 млн руб. При этом нарушитель иногда даже не подразумевал, что нарушает чьё-то право в этой области.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here