Минздрав посчитал и утвердил максимальные временные затраты врача на одного пациента. По заверению министерства, при определении нормативной продолжительности приема учитывались статистические данные: сколько у врача в среднем уходит на прием пациента. Но все равно утвержденные нормативы вызвали волну критики как со стороны врачей, так и пациентов.
Правовое регулирование
Нормативные рамки для приема пациентов определены в приказах Минздрава. Их министерство внедряет с 2012 года. Первый Приказ №290 н от 2015 года действует в отношении наиболее востребованных у пациентов специалистов:
- терапевтов;
- педиатров;
- неврологов;
- семейных врачей (врачей общей практики);
- офтальмологов;
- акушеров-гинекологов;
- лор-врачей.
Приказ Минздрава № 973н от 2016 года распространяется на:
- кардиологов;
- эндокринологов;
- стоматологов-терапевтов.
С 9 ноября 2020 года Приказ №810н нормирует прием пациентов и другими узкими специалистами:
- инфекционистом;
- фтизиатром;
- онкологом;
- пульмонолог;
- хирургом;
- гематологом.
Приказы действуют на врачей, которые принимают пациентов в амбулаторных условиях и не распространяются на тех, кто оказывает помощь круглосуточно.
Вот сколько отводится врачу на прием пациентов с учетом времени на заполнение документации.
Для чего вводятся нормативы рабочего времени
Нормы времени на прием пациентов от Минздрава необходимы:
- Для расчета нагрузки на врачей.
- Экономисты медицинского учреждения по этой информации могут рассчитать численность врачей, нужных для обслуживания пациентов.
- Для прогноза потребности в специалистах данного профиля на основании статистики заболеваемости и нормативной нагрузки.
- Для учета востребованности специальности в медицинских вузах.
Сколько времени врач может потратить на пациента
Предельная продолжительность приема одного пациента у врача может составлять:
Врач | Временные затраты, минут |
Офтальмолог | 14 |
Участковый педиатр, терапевт | 15 |
ЛОР | 16 |
Семейный врач | 18 |
Эндокринолог | 19 |
Инфекционист | 20 |
Гематолог | 20 |
Невролог | 22 |
Гинеколог | 22 |
Онколог | 23 |
Кардиолог | 24 |
Пульмонолог | 26 |
Хирург | 26 |
Фтизиатр | 35 |
Стоматолог | 44 |
За отведенное на одного пациента время врач должен не только осмотреть пациента, но и заполнить необходимые бумаги. Так, онкологи, гематологи, инфекционисты, пульмонологи могут потратить на подготовку необходимых документов до 35% времени, фтизиатры – до 37%, хирурги – до 39%.
От чего зависит время приема
Количество минут, которое врач может затратить на пациента, зависит не только от его специализации, но и от некоторых других факторов:
- Цели визита. Если пациент обратился к врачу с профилактической целью, то нормативы на прием пересматриваются в меньшую сторону. Например, фтизиатру на профилактический осмотр отводится на 10-20% меньше времени, а хирургу, стоматологу и инфекционисту – на 30-40%.
- Плотность населения в регионе нахождения медицинского учреждения. Если плотность населения превышает 8 человек/кв.м., то применяют коэффициент — 0,05, если ниже указанного значения +0,05.
- Уровня заболеваемости в регионе. Если она в регионе выше на 20% среднероссийской цифры, время на прием – выше.
- Плотности проживания населения. К нормативу применяют дополнительный коэффициент +0,15 при проживании населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с плотностью не более 2,5 человек на кв.км.
- Доли населения пенсионного возраста. Чем пенсионеров больше, тем более продолжительным может быть прием.
Может ли врач принимать пациента дольше, чем указано в нормативах
Введенные временные нормативы неоднократно подверглись критике как со стороны медицинского персонала, так и самих пациентов. Многие указывают, что для полноценного осмотра и постановки диагноза 15 или 20 минут явно недостаточно.
Но российское законодательство не содержит штрафов для врачей, которые не уложились в нормативы. Нормы имеют рекомендательный характер, сложным пациентам должны уделить столько времени, сколько необходимо для полноценного обследования и постановки диагноза. Но если врач успеет поставить диагноз и выдать пациенту направление за время в пределах норматива, то продлевать прием также не имеет смысла.
О чем следует помнить пациенту
Пациенту нужно учитывать, что временные нормативы нужны в первую очередь экономистам и сотрудникам ОМС для расчета потребности в медицинских специалистах.
Права пациента на полноценное медицинское обследование никто не отменял и его реализации не может препятствовать желание врача уложиться во временные нормативы. Если после того, как истекли положенные 15 (20 и т.д.) минут, врач отказался продлевать прием и по этой причине пациента не дообследовали, не поставили диагноз, то пациент может жаловаться:
- руководству медицинской организации;
- в страховую организацию (телефон должен быть на полисе ОМС);
- территориальный ФОМС (найти телефон можно на сайте организации);
- местное управление здравоохранения – Минздрав, профильный комитет, департамент и пр.;
- Росздравнадзор.
Образец жалобы на некачественные медицинские услуги можно скачать тут.
О других правах пациентов читайте в материале «Все, что нужно знать о бесплатной медицине в 2021 году: гид для пациентов».