5 способов обмана тайных покупателей

blankВ соцсетях и на работных сервисах все чаще появляются объявления о найме тайных покупателей, которые под видом клиентов оценивают уровень сервиса в том или ином магазине или компании. Идея этой работы в том, чтобы за достаточно небольшие для бизнеса деньги (3-5 тыс. рублей) получить обратную связь и повысить уровень мастерства своих сотрудников, а значит и популярность бренда.

Конечно, самим тайным покупателям предлагают за работу куда меньшие деньги – от 100 до 500 рублей за визит или пользование услугой (например, заказ такси и совершение поездки, о которой потом нужно подробно рассказать). Но для многих и такой доход считается удачным, ведь на первый взгляд кажется, что ничего особенного делать не придется, а ходить по магазинам, ездить в такси и поедать пиццу и так входит в ежедневный моцион.

Однако, на практике все куда менее радужно. Тайные покупатели регулярно сталкиваются с обманом, а в некоторых случаях и «попадают» на деньги. О том, как не стать жертвой аферистов, рассказали эксперты межрегионального профессионального союза работников частных агентств занятости и кадровых агентств «Правда труда».

1. Налоговые махинации

Как правило, даже в добросовестных компаниях, прибегающих к подобным сервисам (а такие есть!) не особо утруждают себя сбором и перечислением налогов с выплат, которые производят тайным покупателям. Деньги просто перечисляют на карточку, которую указывает сотрудник (или клиент, смотря с какой стороны посмотреть).

В результате у налоговой могут возникнуть вопросы – регулярные платежи от юридического лица алгоритмы, к которым все чаще прибегает ФНС, вполне могут посчитать за скрытую зарплату. В этом случае вся ответственность за неуплату налогов ляжет на «работника» — «работодатель» просто умоет руки.

Более «добросовестные» агентства заставляют своих покупателей оформлять самозанятость и отправлять им чеки. Логика в этом есть – за трудовые отношения с физическим лицом компания платит 13% подоходного налога плюс 30% взносов в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд. Самозанятный же должен государству всего 6% от заработка.

Минус такой ситуации в том, что за каждую незначительную сумму в 100-200 рублей вам нужно будет отчитываться перед налоговой – проводить платеж, оплачивать налог, отправлять в агентство чек. Это дополнительная работа, которую никто не оплачивает. Кроме того, самозанятым нельзя выполнять агентские или представительские функции, то есть делать что-то в интересах или по поручению третьих лиц, а сервис тайных покупателей это оно и есть – вы ведь не на себя работаете, а на агентство. Штрафы, как вы понимаете, никто компенсировать не будет.

2. Невыплата денег

В описании работы все выглядит хорошо: вы выполняете инструкцию, составленную довольно подробно, а через какое-то время получаете деньги. Но после отправки всех документов и файлов (а многие агентства заставляют тайных покупателей записывать свой поход на диктофон или снимать на камеру), выясняется, что с ними что-то не то: то запись недостаточно качественная, то видео записано не с начала «операции» или не до ее конца, а то и вовсе в неверном формате.

Кроме того, анкеты, которые приходится заполнять, очень объемные. Нужно вспомнить время похода в магазин, имена, фамилии и отчества сотрудников, которые вас обслуживали, знать точный адрес торговой точки или учебного центра.

 

В результате агентство отказывается платить деньги, мотивируя это тем, что работа не выполнена. Предугадать такой поворот событий бывает сложно, особенно в первый раз или наоборот, когда вы уже втянулись в процесс и даже получили первые деньги. Спорить, как правило, бесполезно, да и особо не с кем – служба поддержки может просто не отвечать на все претензии.

Особенно удручающая ситуация возникает, когда вы сделали несколько десятков походов по магазинам, а денег так и нет. Примерно с такой ситуацией столкнулись тайные покупатели компании 4service, которые не получили деньги за полгода работы — компания просто отключила сайт, а в мессенджерах и чатах, в которых происходила координация работы, не отвечает. Бывшие коллеги собираются судиться, но шансов мало – юридически офис компании находится в Вене.

3. Не возвращают стоимость покупок

Во всех объявлениях, где нужно что-то купить или заплатить за услуги (например, приобрести туристическую путевку или учебный курс) уверяют, что вернут потраченные деньги. На практике это происходит не всегда.

Некоторые агентства «забывают» о своих обещаниях, некоторые начинают доказывать, что клиент (или сотрудник, смотря с какой стороны посмотреть) превысил некий максимальный лимит расходов, про который на старте, разумеется, никто не предупреждал.

В результате тайный покупатель остается с ненужным ему абонементом в фитнес-центр или дорогущими ботинками, на которые он не планировать тратить сбережения. Формально претензии предъявлять некому – «жертва» проверки выполнила то, за что «клиент» заплатил. То, что это не настоящий клиент, а тайный покупатель, роли не играет.

Особо опытные тайные покупатели используют возможность вернуть товар, если он, конечно, не съеден. Неопытные сталкиваются с тем, что «превышение чека» обнаруживается лишь через несколько недель после покупки, когда все доступные для возврата товара сроки уже прошли.

4. Не возмещают расходы на транспорт и связь

Даже самые законопослушные и ответственные фирмы не оплачивают тайным покупателям расходы на телефонную связь, интернет и транспорт. Логика этого в том, чтобы «сотрудник» не шиковал, путешествуя к месту проверки исключительно в такси и не пользовался «золотыми» тарифами сотовой связи.

Однако, на практике тайный покупатель сталкивается с тем, что, если точка, которую нужно проверить, находится далеко от дома, для выполнения работы нужно «уйти в минус». Например, в Москве разовая поездка на общественном транспорте стоит больше 50 рублей, значит, чтобы проверить какой-нибудь магазин или аптеку в соседнем районе нужно вложить минимум сто рублей из собственного кармана.

Учитывая, что агентство может не принять работу по формальным признакам, а то и вовсе исчезнуть, как 4service, работа тайным покупателем вообще теряет смысл.

5. Оформляют платные банковские карты

Последние несколько месяцев многие тайные покупатели стали жертвой предложения проверить, как работает банковский сервис по выдаче дебетовых карт. Выглядит это вполне безобидно – нужно заказать доставку карты, оформить ее, а затем совершить по ней покупку на символическую сумму – например, 500 рублей, которую, разумеется, обещают возместить.

Однако, после заполнения всех бумаг и даже получения выплат и компенсаций расходов, выясняется, что оформленная карта совсем не бесплатная – при отсутствии на счету определенной суммы или ежемесячных покупок по ней банк списывает деньги за обслуживание.

Как правило, выясняется это уже тогда, когда на счету, оформленном тайным покупателем для отчета, образуется задолженность за несколько месяцев обслуживания. Надо ли говорить, что «работодатель» либо не выходит на связь, либо отправляет с претензией в сам банк, где, разумеется, ничего про эту схему не слышали.

Чтобы не стать жертвой мошенников и нерадивых агентств, требуйте оформления договора на каждый заказ. Добросовестные компании с удовольствием это сделают – для этого у них есть специально обученные юристы. А вот аферисты наверняка не захотят возиться с этим и отвалятся сами. Ну и хорошо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

4 × три =