Общество – это сложный механизм, который, если совсем упростить, основывается на том, что одни люди платят деньги другим, а третьи следят, что это было более-менее справедливо, ведь иначе те, с кем обошлись несправедливо, начнут бунтовать, протестовать и бастовать, а это приводит к непредсказуемым последствиям.
Это касается и отношений между продавцами и покупателями, где покупатели хотят потратить как можно меньше денег и приобрести как можно больше товаров, так и отношений между работником и работодателем – здесь работник хочет за свою работу получить как можно больше денег, а работодатель хочет за свои деньги получить как можно больше выполненной работы.
Надсмотрщиком и регулятором этих отношений выступает государство в лице всевозможных служб, комиссий, надзорных и правоохранительных органов. Чтобы организовать взаимодействие работников и работодателей был придуман механизм социального партнерства. О том, как он работает, рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.
Система сдержек и противовесов
Поскольку государство в рыночной системе не имеет право вмешиваться в торговые и промышленные дела, единственный способ власти повлиять на отношения работников и работодателей – вынудить их публично договориться между собой о правилах игры. Именно этому посвящена глава №3 Трудового кодекса России.
Она определяет понятие социального партнерства в сфере труда как «систему взаимоотношений» между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, которая направлена на «обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений».
Фактически речь идет о том, что работники в присутствии представителей власти добиваются от работодателей соблюдения своих интересов – минимальной зарплаты, разумной продолжительности рабочего времени, адекватных условий труда. Без такого регулирования работодатель мог бы игнорировать требования работников и предлагать всем, кому что-то не нравится, искать другую работу (руководители некоторых компаний так и делают).
Закон провозглашает равноправие сторон, учет и уважение интересов друг друга, заинтересованность в договорных отношениях, соблюдение закона, свободу выбора и добровольность принимаемых на себя обязательств, которые должны быть выполнимы, и ответственность за несоблюдение договоренностей.
Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице своих представителей – профсоюзов и союзов предпринимателей.
При этом закон устанавливает несколько уровней социального партнерства: федеральный, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений
на всей территории России, межрегиональный, когда достигнутые договоренности распространяются на два и более субъектов федерации, региональный, действующий внутри области, республики или края, отраслевом, когда правила касаются определенной сферы деятельности – например, торговли, а также территориальном – в пределах муниципалитета – и локальном – внутри предприятия.
Формы и содержание
Статья 27 ТК РФ предусматривает, что социальное партнерство между работниками и работодателями может принимать четыре формы. Это коллективные переговоры в ходе подготовки коллективного договора, взаимные консультации по трудовым отношениям, участия работников и их представителей в управлении организацией (через совет директоров, например), а также разрешение трудовых споров.
Представителями работников на этих мероприятиях могут выступать профессиональные союзы или их объединения, профсоюзные организации (например, первичная ячейка профсоюза в организации), а также представители, которые выбираются коллективом специально для участия в заседаниях или спорах.
При заключении коллективного договора, участия в управлении организацией, рассмотрение трудовых споров, представлять работника могут члены первичной профсоюзной организации.
При обсуждении соглашений на уровне отрасли или региона, работников представляют территориальные и отраслевые профсоюзные организации.
Причем, профсоюзы представляют интересы всех работников, даже тех, кто в эти профсоюзы не вступил. Это прямо прописано в 30-й статье ТК РФ.
Если на предприятии нет профсоюза, представители работников выбираются на общем собрании коллектива тайным голосованием. При этом согласно 32-й статье ТК РФ, работодатель обязан создать условия для работы представителей работников.
А вот интересы работодателя на переговорах может представлять как лично руководитель организации, так и уполномоченные им лица.
Органы социального партнерства
Для проведения переговоров и подготовки коллективных договоров создаются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В них входят представители работников и работодателей в равных пропорциях. Важно, чтобы у всех членов таких комиссий были соответствующие полномочия. Иначе все договоренности могут быть аннулированы.
На федеральном уровне постоянно действующим органом является Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются представители общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и правительства РФ.
Региональные и муниципальные власти также создают трехсторонние комиссии на своем уровне. Отраслевые комиссии, как правило, формируются на межрегиональном уровне и включают представителей соответствующих отраслевых профсоюзов, руководителей предприятий и профильных министерств и служб.
Помимо споров и соглашений, комиссии могут участвовать в разработке законопроектов и других нормативно-правовых актов, которые исполнительная и законодательная власть должна рассмотреть. Часто таким образом инициативы профсоюзов превращаются в законы или постановления правительства.