Российский рынок труда достаточно хорошо отрегулирован. Во всяком случае, все меньше «серого» рынка труда с зарплатами в конвертах, и все больше «белого», официального, с оформлением необходимых документов и деньгами на карточку два раза в месяц.
Причина такого положения дел понятна – разумное федеральное законодательство, которое создает такие условия, в которых дешевле и экономически выгоднее выполнять требования закона, чем его нарушать.
Однако, помимо федеральных законов регулировать отношения в сфере труда могут и региональные нормативные акты. О том, что это такое и на что может повлиять региональная власть, нам рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.
Зачем нужны региональные нормативные акты
Региональный уровень регулирования относится к тем вопросам, которые не до конца определены в федеральном законодательстве. Например, это может быть региональный коэффициент расчета прожиточного минимума или количества дней отпуска (для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним регионов действуют расширенные нормы).
Все это требует от региональных законодателей и чиновников определенного мастерства – с одной стороны, обеспечить жителям своего региона и региональному бизнесу выгодные условия для работы, чтобы они не уезжали или не переносили предприятия в другие регионы, а с другой стороны, нельзя выходить за сумму регионального бюджета и ухудшать положение работников – то есть, отменять гарантии, установленные федеральным законодательством.
Мало того, если региональный нормативный акт противоречит федеральному, то действует федеральный документ. Следовательно, все, что устанавливается областными администрациями, министерствами и парламентами, должны быть тщательно согласовано с действующим российским законодательством.
Хороший пример такого регулирования – «лужковские» доплаты учителям и врачам, которые действовали в 1990-х и 2000-х годах. Они выплачивались из городского бюджета и были хорошим стимулом для специалистов высокого уровня переходить на работу из федеральных институтов, университетов и больниц в муниципальные. Разница в зарплате иногда доходила до нескольких раз.
Другой пример – дополнительный отпуск для жителей Крайнего Севера. Если в регионах средней полосы и юга страны стандартный отпуск составляет 28 календарных дней, то в районах Крайнего Севера – 60 и более. К ним добавляются все существующие льготы (например, дополнительный отпуск в три дня за ненормированный рабочий день), а также корпоративные бонусы, прописанные в коллективных договорах (там дополнительный оплачиваемый отпуск может достигать от 7 до 30 календарных дней).
Регулировка трудовых отношений
Региональные законы и постановления могут определять порядок работы трехсторонних комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений. В них участвуют представители работодателей, работников (профсоюзы) и региональной власти в сфере труда (министерство труда правительства региона, региональная трудовая инспекция и т.д.).
В частности, такие комиссии могут устанавливать дополнительные выходные и праздничные дни (дни города и т.д.), особые условия привлечения трудовых ресурсов (ярмарки вакансий, региональные контракты с предприятиями и учебными центрами), а также устанавливать субсидии и налоговые льготы определенным видам бизнеса – например, малым предприятиям или обществам инвалидов.
Кроме того, именно на региональном уровне создаются экономические кластеры – зоны с особым налоговым режимом, программы переселения работников градообразующих предприятий при сокращении штатов или закрытии, а также программы целевой подготовки специалистов, необоходимых для таких предприятий (газовая промышленность, добыча угля, алмазов и других полезных ископаемых, критичная для экономики региона).
Еще одним важным фактором, на который влияет региональное законодательство, является привлечение иностранной рабочей силы. Именно региональные власти определяют квоты на количество иностранцев, задействованных в труде на своей территории. Кроме выгоды для работодателей (можно привлекать работников на меньшую зарплату), регион получает доход от продажи патентов мигрантам на работу. Так, в 2016 году правительство Свердловской области получило таким способом 410 млн рублей.
Зарплата чиновников
Несмотря на то, что речь идет о довольно узкой группе людей, их зарплата влияет на экономику всего региона, начиная от среднего уровня зарплат, который влияет на расчет некоторых социальных выплат, и заканчивая дополнительными доходами малых и средних предприятий.
После отмены Единой тарифной сетки каждую зарплату сотрудникам администрации и государственных учреждений каждый регион устанавливает самостоятельно. Единственным ограничением для этого являются рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, принятые в декабре 2015 года.
В частности, для учреждений образования установлен предел в размере 70% от зарплаты, которые должны быть установлены в окладной части (остальные 30% можно получать, например, в виде премий).
Кроме того, эта комиссия определяет региональный минимум заработной платы. Он должен быть не ниже МРОТ, но в некоторых регионах существенно его превышает. Финансовое обеспечение этого решения происходит из регионального бюджета, поэтому целиком зависит от уровня доходов региона – чем он выше, тем больше можно закладывать в минимальный размер зарплаты. Так, региональный МРОТ превышает федеральный в 64 субъектах РФ.