Регион имеет значение. На что влияют региональные нормативные акты

Регион имеет значение. На что влияют региональные нормативные актыРоссийский рынок труда достаточно хорошо отрегулирован. Во всяком случае, все меньше «серого» рынка труда с зарплатами в конвертах, и все больше «белого», официального, с оформлением необходимых документов и деньгами на карточку два раза в месяц.

Причина такого положения дел понятна – разумное федеральное законодательство, которое создает такие условия, в которых дешевле и экономически выгоднее выполнять требования закона, чем его нарушать.

Однако, помимо федеральных законов регулировать отношения в сфере труда могут и региональные нормативные акты. О том, что это такое и на что может повлиять региональная власть, нам рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.

Зачем нужны региональные нормативные акты

Региональный уровень регулирования относится к тем вопросам, которые не до конца определены в федеральном законодательстве. Например, это может быть региональный коэффициент расчета прожиточного минимума или количества дней отпуска (для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним регионов действуют расширенные нормы).

Все это требует от региональных законодателей и чиновников определенного мастерства – с одной стороны, обеспечить жителям своего региона и региональному бизнесу выгодные условия для работы, чтобы они не уезжали или не переносили предприятия в другие регионы, а с другой стороны, нельзя выходить за сумму регионального бюджета и ухудшать положение работников – то есть, отменять гарантии, установленные федеральным законодательством.

Мало того, если региональный нормативный акт противоречит федеральному, то действует федеральный документ. Следовательно, все, что устанавливается областными администрациями, министерствами и парламентами, должны быть тщательно согласовано с действующим российским законодательством.

Хороший пример такого регулирования – «лужковские» доплаты учителям и врачам, которые действовали в 1990-х и 2000-х годах. Они выплачивались из городского бюджета и были хорошим стимулом для специалистов высокого уровня переходить на работу из федеральных институтов, университетов и больниц в муниципальные. Разница в зарплате иногда доходила до нескольких раз.

Другой пример – дополнительный отпуск для жителей Крайнего Севера. Если в регионах средней полосы и юга страны стандартный отпуск составляет 28 календарных дней, то в районах Крайнего Севера – 60 и более. К ним добавляются все существующие льготы (например, дополнительный отпуск в три дня за ненормированный рабочий день), а также корпоративные бонусы, прописанные в коллективных договорах (там дополнительный оплачиваемый отпуск может достигать от 7 до 30 календарных дней).

Регулировка трудовых отношений

Региональные законы и постановления могут определять порядок работы трехсторонних комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений. В них участвуют представители работодателей, работников (профсоюзы) и региональной власти в сфере труда (министерство труда правительства региона, региональная трудовая инспекция и т.д.).

 

В частности, такие комиссии могут устанавливать дополнительные выходные и праздничные дни (дни города и т.д.), особые условия привлечения трудовых ресурсов (ярмарки вакансий, региональные контракты с предприятиями и учебными центрами), а также устанавливать субсидии и налоговые льготы определенным видам бизнеса – например, малым предприятиям или обществам инвалидов.

Кроме того, именно на региональном уровне создаются экономические кластеры – зоны с особым налоговым режимом, программы переселения работников градообразующих предприятий при сокращении штатов или закрытии, а также программы целевой подготовки специалистов, необоходимых для таких предприятий (газовая промышленность, добыча угля, алмазов и других полезных ископаемых, критичная для экономики региона).

Еще одним важным фактором, на который влияет региональное законодательство, является привлечение иностранной рабочей силы. Именно региональные власти определяют квоты на количество иностранцев, задействованных в труде на своей территории. Кроме выгоды для работодателей (можно привлекать работников на меньшую зарплату), регион получает доход от продажи патентов мигрантам на работу. Так, в 2016 году правительство Свердловской области получило таким способом 410 млн рублей.

Зарплата чиновников

Несмотря на то, что речь идет о довольно узкой группе людей, их зарплата влияет на экономику всего региона, начиная от среднего уровня зарплат, который влияет на расчет некоторых социальных выплат, и заканчивая дополнительными доходами малых и средних предприятий.

После отмены Единой тарифной сетки каждую зарплату сотрудникам администрации и государственных учреждений каждый регион устанавливает самостоятельно. Единственным ограничением для этого являются рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, принятые в декабре 2015 года.

В частности, для учреждений образования установлен предел в размере 70% от зарплаты, которые должны быть установлены в окладной части (остальные 30% можно получать, например, в виде премий).

Кроме того, эта комиссия определяет региональный минимум заработной платы. Он должен быть не ниже МРОТ, но в некоторых регионах существенно его превышает. Финансовое обеспечение этого решения происходит из регионального бюджета, поэтому целиком зависит от уровня доходов региона – чем он выше, тем больше можно закладывать в минимальный размер зарплаты. Так, региональный МРОТ превышает федеральный в 64 субъектах РФ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here