«Удаленка» впервые прочно вошла в жизнь россиян в 2019 году во время пандемии, когда на такой режим работы переходило большинство компаний и организаций. Альтернативой были бессрочные отпуска с приостановкой деятельности с потерей доходов и зарплат, на что многие оказались не готовы пойти.
При этом, если в начале новый режим работы воспринимался как что-то забавное и увлекательное, то потом многие столкнулись с серьезными проблемами – от сложностей с организацией работы сотрудников до сорванных сроков подачи отчетных документов в государственные органы, ведь, к примеру, банальную подпись сотрудника в приказе оказалось получить непросто.
В результате, большинство проблем удалось решить, в том числе благодаря оперативному изменению Трудового кодекса, в котором появилась целая статья, посвященная удаленной работе. О том, как меняются права сотрудников при переходе на «удаленку» рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.
Что такое удаленка
Трудовой кодекс (ст.312.1) гласит, что дистанционной или удаленной работой является выполнение трудовой функции, которая прописана в трудовом договоре, вне места нахождения работодателя или его обособленного структурного подразделения, а также вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.
Важным условием удаленной работы является использование сети «Интернет» для взаимодействия с работодателем по вопросам, связанным с выполнением работы. Вместо интернета можно использовать «сети связи общего пользования» — например, телефон.
При этом удаленка может быть, как постоянной, так и временной, на определенный срок или с условием чередования периодов удаленки с работой на стационарном рабочем месте – все эти нюансы должны быть прописаны в трудовом договоре или приложении к нему.
Как меняются права работников
В той же статье 312.1 Трудовой кодекс отмечает, что на дистанционных работников «в период выполнения ими трудовой функции дистанционно» распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права». Единственная оговорка – законодательство должно применяться с учетом особенностей дистанционной работы, то есть, физического отсутствия сотрудника в офисе или на производстве.
Например, для документооборота ТК предлагает распространить на дистанционных работников правила электронного документооборота. Они касаются, в первую очередь документов, с которыми работодатель обязан ознакомить работника, а также с получением трудовой книжки, которая с 2020 года может вестись в электронном виде.
При необходимости записи в бумажной книжке, работник может направить ее работодателю заказным письмом с уведомлением.
Также трудовой договор может заключаться путем обмена электронными документами. Таким же образом работник может ознакомиться с документами, с которыми обязан ознакомиться под роспись – сюда относятся правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор и другие локальные нормативные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
При этом выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы (ст. 312.5).
Электронный документооборот
Для ведения удаленного документооборота закон предлагает использовать портал Минтруда «Работа в России», который сейчас переименован в «Работа России». В нем предусмотрена интеграция с «Госуслугами», поэтому дополнительную идентификацию сотрудников проводить не нужно.
Если у работодателя есть собственная система электронного документооборота с использованием цифровой подписи, то можно использовать и ее. Для этого в законе прописана возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи работодателя и работника.
Такая подпись потребуется для нескольких видов документов – трудового договора, договоров о материальной ответственности, ученических договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, а также для подписи дополнительных соглашений к этим документам.
Правила утверждает профсоюз
Во всех остальных случаях взаимодействовать с работодателем дистанционный работник может с помощью «других видов электронной подписи» или в иной форме, которая прописана в коллективном договоре или локальных актах.
Эти акты, как и коллективный договор, должны приниматься только при согласовании с первичной профсоюзной организацией предприятия. В них должен быть закреплен порядок фиксации факта получения работником и работодателем документов в электронном виде.
При этом, по закону, каждая из сторон должна направить отправителю подтверждение, что документ получен.
В случае, когда работодателю необходимы бумажные документы (например, больничный лист), удаленный работник должен отправить их заказным письмом с уведомлением.
Режим работы и время отдыха
Если режим работы не прописан в трудовом договоре дистанционного сотрудника или коллективном договоре, который согласовал профсоюз, то работник сам выбирает удобный для себя режим работы.
Ежегодный отпуск предоставляется на «удаленке» на общих основаниях в соответствии с 19-й главой ТК (статьи со 114 по 128). Однако порядок предоставления отпуска может быть закреплен в коллективном договоре. Сюда относится график, время проведения, порядок согласования и дополнительные бонусы. Отдельно прописано, что взаимодействие с работодателем через интернет или другие средства связи входит в рабочее время, которое ограничено 40 часами в неделю.
Отдельно в коллективном договоре прописываются условия и порядок вызова удаленного сотрудника для работы в офисе. Например, там может быть предусмотрена оплата дороги и предоставление жилья на время вызова.
Охрана труда и увольнение
Домашний офис предусматривает, что организацией безопасности и охраны труда работник занимается сам, поэтому обязанности работодателя на него не распространяются.
Зато прописана необходимость обеспечить удаленного работника «необходимым оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами». Правда, там же указано, что работник может использовать и собственное оборудование – все это также должно быть прописано в коллективном договоре.
Если работник более двух дней не выходит на связь и не реагирует на сообщения работодателя, его можно уволить. То же самое касается переезда работника в другой регион, «если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях».
Примечательно, что приказ об увольнении работодателю нужно отправить в бумажном виде в течение трех дней с момента подписи.