Конституция РФ статьей 33 закрепляет за гражданами право, как личного, так коллективного обращения в органы государственной или муниципальной власти. Такое заявление отлично от судебного иска. Оно может направляться в соответствующие инстанции до обращения в суд, одновременно, либо в ходе процесса.
Жалоба – документ необязательный. Если претензия является составной частью досудебного разрешения спорной ситуации, то обращение в госорган о восстановлении нарушенных прав призвано точечно решить проблему. Направляется жалоба по инициативе заинтересованной стороны, но должна быть рассмотрена должностными лицами в установленные законодательно сроки, даже если написана на руководителя крупной организации.
Жалоба, как регулятивное средство
Закон 59-ФЗ, регулирующий порядок рассмотрения обращений в РФ, дает определение жалобе. По своей сути она является просьбой о восстановлении прав, интересов заявителя, либо третьего лица.
Отсутствие ответной реакции адресата – повод для подачи жалобы в прокуратуру на незаконное бездействие чиновников. Придав специфическому заявлению легитимную форму, государство таким способом поощряет инициативу граждан, выявляет и регулирует проблемные вопросы.
Обжалование действий начальства
Случается, что сотрудники недовольны действиями своего начальника вследствие его злоупотреблений, незаконных распоряжений, проявлений грубости, хамства. В подобной ситуации уместна подача коллективной жалобы на руководителя. Учитывая зависимость подчиненных, рождение документа — процедура достаточно серьезная, щепетильная. В первую очередь, составление обращения от нескольких лиц следует поручить тому, кто знает, как написать жалобу на руководителя. Заявление оформляют в обычном порядке, отражая, на чье имя оно составлено, суть проблемы, должности, подписи всех заинтересованных с расшифровками, дату.
Важно! Документ должен быть направлен в правильную инстанцию (вышестоящую организацию, прокуратуру, суд, трудовую инспекцию). Жалобу следует обосновать, указав, какая норма права нарушена.
Это может быть среди прочего:
- несвоевременная выдача зарплаты;
- отказ от принятия листа нетрудоспособности;
- постоянные домогательства;
- нецензурные выражения.
Список может быть расширен.
Недовольство классным руководством
Классный руководитель в своем подчинении сотрудников не имеет. Но его влияние на учеников огромно, как и предоставленная власть. Понятно, что пожаловаться в защиту несовершеннолетнего в состоянии его законный представитель – родитель или опекун.
Жалоба на классного руководителя практически ничем от любой другой не отличается. В первую очередь необходимо определить инстанцию, куда пойдет обращение (директор учебного заведения, управление образования, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав). Далее указывают реквизиты заявителя, лаконично излагают суть проблемы, ставят дату, подпись, ФИО.
Получив обращение сотрудника на незаконные действия непосредственного начальника, руководитель должен отреагировать на жалобу.
В его власти:
- провести служебное расследование;
- разобраться по существу вопроса;
- представить разъяснение заявителю;
- наказать при необходимости виновных;
- обратиться в следственные органы в случае серьезных нарушений.
Статья 124 Уголовно-Процессуального Кодекса подробно описывает, в каком порядке рассматривается жалоба на имя руководителя следственного органа. В зависимости от необходимости в дополнительной информации на процедуру отводится от трех до десяти дней. По итогам рассмотрения выносится постановление на полное, частичное удовлетворение, либо обоснованный отказ.
Взаимоотношения рядовых сотрудников и руководителя далеко не всегда идеальны. Примерами случаев, когда подчиненные готовы написать жалобу на руководителя, могут служить:
- отказ в доплате за добавленные объемы работы;
- обход официального трудоустройства с помощью договора гражданско-правового характера;
- постоянные сверхнормативные переработки по указанию начальства без дополнительной оплаты;
- отказ в очередном отпуске;
- незаконное увольнение.
Жалобу на работу руководителя члены трудового коллектива вправе направить и в тех случаях, когда атмосфера в организации чересчур накалена из-за высокомерия, грубости, несдержанности шефа. Например, когда отношения носят настолько неформальный характер, что допускаются непечатные выражения в публичных местах. Откровенно нарушается охрана труда, специалиста без его согласия могут нагрузить работой, не предусмотренной условиями трудового договора.
Анонимная жалоба
Жалоба в прокуратуру на руководителя может быть и анонимной. Такой документ работники пишут в том случае, когда боятся лишиться работы.
Заявление без подписи имеет право на существование, но и определенные недостатки:
- должны быть приложены доказательства фактов нарушения закона;
- сроки рассмотрения более длительные;
- ответ не будет направлен заявителю по причине отсутствия обратного адреса.
Отследить реакцию госструктур на безымянное обращение вряд ли получится.
Прежде, чем работнику подавать жалобу на руководителя в следственные органы, имеет смысл обратиться в вышестоящую организацию. В некоторых случаях такое заявление может оказаться более действенным и оперативным.
Жалоба на действия следователя
Иногда гражданам приходится сталкиваться с работой следователей. Действия сотрудников правоохранительных органов не всегда оказываются безупречны. Бывает, что права участников уголовного процесса откровенно нарушаются. В случае оскорбительных действий дознавателя, отказе принятия заявления к рассмотрению, необоснованного прекращения уголовного преследования ничего другого не остается, как написать жалобу на следователя его руководителю. Требования к заявлению такие же, как и в других ситуациях:
- лаконичность;
- сдержанность;
- обоснованность.
Письмо-жалоба руководителю следователя, совершившего неправомерные действия, должно быть датировано, подписано, зарегистрировано при подаче, либо направлено по почте с уведомлением о вручении адресату.
Правильно составленная ущемленным сотрудником жалоба на руководителя предприятия, направленная в государственные структуры, должна быть рассмотрена в установленные законодательством сроки. Заявителя уведомляют о результатах проведенных мероприятий, о перенаправлении письма компетентному органу, сроках получения окончательного решения.
Итак, потеряв терпение и решившись написать жалобу на руководителя, первым делом работник решает, куда ее направить. Лучше всего придерживаться восходящей линии. То есть, жалобы подчиненных на руководителя разумнее составить для начала заявление в вышестоящий орган, а в случае его бездействия – в государственные надзорные органы.
Важно! Любое обращение целесообразно составлять в двух экземплярах, если собираетесь вручать собственноручно, для получения регистрационного номера, даты.