Процесс купли-продажи гаража: нужна ли расписка?

Процесс купли-продажи гаража: нужна ли расписка?

Не секрет, что слишком часто в истории человеческого общества возникали различные неприятные ситуации между людьми. Поэтому для урегулирования социальных, политических, торговых и имущественных отношений были изобретены законы и юриспруденция. А для того, чтобы всё это приобрело вещественный и осязаемый вид, все придуманные законы, права, обязанности и условия договоров стали переносить в письменную форму. В наше время она представляет собой именно бумажные документы.

Одним из таких важных в жизни человека документов может стать документ о получении денежных средств за продажу гаража. Что же это такое, так ли необходима так называемая расписка. Ну и если всё-таки необходима, как она должна выглядеть?

Стоит разобраться подробнее.

Что такое расписка и зачем она нужна?

Расписка – это односторонний документ личного характера, имеющий юридическую силу и заключающийся между двумя физическими лицами.

Прежде всего, данная бумага является подтверждением получения или передачи денежных средств, а также любых других услуг или, к примеру, ценных бумаг. Вдобавок в неё обязательно включен пункт о том, что получатель не имеет каких-либо претензий ко второй стороне данной сделке.

Необходимость данного документа оправдывается тем, что при его непосредственном наличии покупатель может подтвердить то, что предоставил противоположной стороне деньги или иную плату, предусмотренную в конкретной сделке купли-продажи. В противном случае это будет невозможно доказать, особенно если недобросовестный продавец решит обратиться в суд.

Стоит помнить, что расписка ни в коем случае не заменяет договор купли-продажи, аренды, или любые другие документы о передаче в собственность и тому подобное, потому как данные документы несут иную функции: подтверждение собственности, бумажное обозначение прав и обязанностей, условия какой-либо сделки и так далее. Расписка – это конкретная бумага о том, что физическое лицо номер один передало оговоренную сумму или её часть физическому лицу номер два.

Это важно ещё и потому, что оформленная документально сделка может быть разорвана, а договор признан недействительным. Следовательно, расписка будет способом подтверждения уплаты денежных средств и непосредственным доказательством этого.

 

В каких случаях необходимо делать расписку?

Ответ на вопрос подзаголовка будет прост – в очень и очень многих. Тем более, чем выше сумма, фигурирующая в документах, тем необходимее составление расписки.

Но так как в данной статье рассматривается именно получение денежных средств за гараж, то существуют два варианта ситуации:

  • аренда гаража;
  • купля-продажа гаража.

В обоих случаях составление этой юридической бумаги просто необходимо, так как обе разновидности сделок связаны с непосредственной передачей денежных средств.

Делать это следует не столько потому, что в современном мире и жизненных реалиях очень многое уже невозможно построить на обоюдном доверии, сколько из-за специфики процессов аренды и покупки. Оба они являются, прежде всего, сделками. Неважно, какой специфики: получение или оказание услуги, приобретение товара – всё это является сделками. Даже во время похода в магазин человек, приобретающий товар, получает чек – физическое подтверждение платежной операции.

Ну а как было изложено выше, в случае заключения договоров между двумя физическими лицами таким «физическим подтверждением» и будет являться расписка.

Что важно при составлении расписки?

Существует несколько обязательных факторов при составлении расписки:

  1. Расписка составляется от имени продавца или арендодателя.
  2. Должна быть указана конкретная сумма, которая была уплачена, в связи с чем у продавца или арендодателя нет к нему никаких претензий, а у второй стороны – к нему обязательств.
  3. Самым лучшим вариантом расписки является документ, написанный от руки, потому что печатная версия без заверения у нотариуса не имеет юридической силы.
  4. Информацию необходимо внести четко, без исправлений и ошибок, так как любые помарки сделают расписку недействительной.
  5. Документ должен быть составлен непосредственно в момент передачи денег составителю документа.

Ну и последнее из важных особенностей: «адресат», то есть арендующий или покупатель, перед непосредственной выплатой просто обязан ознакомиться с текстом расписки. В ней должна стоять подпись арендодателя/продавца. Только и только после этого можно передавать деньги.

Из каких пунктов состоит расписка?

Прежде всего, самым первым обязательным структурным элементом является полное наименование документа. То есть, в данном случае: «Расписка о получении денежных средств за гараж». Следом идет дата составления расписки.

Далее – подробные данные о сторонах, участвующих в создании данной бумаги. То есть, речь идет и о самом составителе – было не раз упомянуто ранее, что этим составителем должен быть арендатор или продавец, так и о покупателе или арендующем.

Об обоих физических лицах – участниках сделки и составления данного документа – должна быть указана следующая информация:

  • фамилия, имя, отчество;
  • возраст;
  • прописка;
  • гражданство;
  • номер и серия паспорта.

Следующим является письменное подтверждение факта получения денег. Полученная сумма обязательно указывается, как и цифрами, так и прописью.

Потом идет информация о предмете сделки. В данном случае этим предметом является гараж, а потому должна быть указана такая информация, как:

  • площадь помещения;
  • опись всех предметов, что там были (относится к случаям аренды);
  • адрес гаража;
  • наименование гаражного кооператива.

Обязательный пункт – дата и номер договора купли-продажи или аренды. Это необходимо сделать потому, что расписка составляется на основе именно этого договора. Более того, уже оформленную расписку новому собственнику стоит хранить вместе с договором.

Последним обязательным пунктом идут подписи обеих сторон заключения расписки. Необходимо туда и включение подписей свидетелей, если таковые имеются.

Однако это всего лишь основные обязательные компоненты данной юридической бумаги. На самом деле, законом не установлена единая – унифицированная – форма расписки.

А как быть с юридической силой расписки?

Выше было сказано о том, что печатная версия расписки обязательно должна быть нотариально заверенной. А что же насчет рукописного документа?

Существуют два способа.

  1. Во-первых, это опять же нотариальная заверка.
  2. Второй же основан на том, что при создании этого документа, а также непосредственной передаче денег должны присутствовать два независимых свидетеля. Их личные данные тоже нужно включить в документ. Дополнительно необходимо, чтобы оба свидетеля поставили свои росписи в нем же.

Иногда можно использовать оба способа заверения, что случается довольно редко. На практике и один из данных способов позволяет вступить расписке в законную силу.

Какое необходимо количество экземпляров?

Стоит отметить, что насчет количества копий расписки существует два противоположных мнения, истинность которых разнится от специалиста к специалисту.

Первое основывается на том, что расписка сама по себе есть юридический документ. Из этого можно сделать вывод, что её просто необходимо делать в двух экземплярах для каждой из сторон.

Второе мнение однозначно рекомендует создавать расписку исключительно в единственном экземпляре. Связано оно с тем, что при наличии только одного экземпляра, больше никто, кроме покупателя или арендующего в случае судебной тяжбы не сможет ей воспользоваться, так как это документ, защищающий именно права стороны, заплатившей за гараж.

В конце, как итог, стоило предоставить ссылку на примерный шаблон-образец, позволяющий наглядно изучить представленный документ:

Процесс купли-продажи гаража: нужна ли расписка?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here