Сходство и смешение товарных знаков

2
163

Добрый день уважаемый читатель сайта. Сегодня мы с вам поговорим о сходных и смешенных товарных знаках и том, как определяется сходство товарных знаков. Эксперт сегодняшней статьи – руководитель патентного бюро Защита Идей Грачев Андрей.

Товарный знак – это одно из средств, которое выделяет компанию среди конкурентов и формирует узнаваемый образ у аудитории. Многие успешные компании довольно часто обнаруживают имитации своих товарных знаков, принадлежащие другим компаниям, которые вводят в заблуждение покупателей. Рискуют и молодые компании, которые только хотят зарегистрировать товарный знак для своей компании.
Примеры товарных знаков
Во всех случаях сходства товарных знаков компаниям приходится либо защищать свои права в суде, либо в Роспатенте (ФИПС), либо в ФАС, либо проводить кардинальную переработку своего товарного знака. Только эксперт сможет обоснованно утверждать есть ли сходство между товарными знаками до степени смешения. Окончательное решение о схожести товарных знаков принимают исключительно компетентные государственные органы.

В данной статье мы рассмотрим:

  • Как происходит анализ товарного знака на предмет сходства;
  • Как определить степень сходства товарных знаков;
  • Какие действия предпринимать при обнаружении сходства.

Как происходит анализ тз на предмет сходства

Всегда, при рассмотрении любого товарного знака, сотрудник Роспатента обращает внимание на:

  1. Звуковое содержание;
  2. Графическое содержание;
  3. Смысловое содержание.

В данной статьи мы рассмотрим каждое из них.
Звуковое сходство выражается в похожем звучании слов. В методических рекомендациях указываются следующие критерии:

  • наличие совпадающих слогов;
  • близость состава гласных или согласных;
  • близкие и совпадающие звуки;
  • место совпадающих звукосочетаний.

В качестве примера можно привести дело корпорации Microsoft против канадского студента Майка Роу. Суть этого дела заключалась в том, что студент зарегистрировал на себя доменное имя MikeRoweSoft.com, которое фонетически полностью воспроизводило товарный знак Microsoft. Корпорация расценила это как посягательство на интеллектуальную собственность компании и инициировала судебный спор.

Читайте также:  Помощь в оформлении патента на работу: к кому стоит обратиться

При анализе графической составляющей товарного знака сотрудником Роспатента анализируется именно визуальное восприятие. Важными являются такие критерии, как общее зрительное впечатление, шрифт, алфавит, расположение букв, цвет.

 

При анализе смыслового (семантического) сходства учитываются не написание или внешний вид товарного знака, а именно его смысл. Например, обозначение “Млечный путь”, заявленное в отношении класса кондитерских изделий, скорее всего, будет отклонено Роспатентом по причине смыслового сходства (обычного перевода на русский язык) с батончиком Milky Way. Слова могут быть разными, но похожими и выражать один смысл: к примеру, обозначение Burger Queen тоже вряд ли пройдет регистрацию.

 

Как определить степень сходства товарных знаков

Решение суда находится в прямой зависимости от признания наличия сходства до степени смешения. Ориентируясь на Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, эксперты Роспатента акцентируют своё внимание не на идентичности деталей или шрифтов, а на общем впечатлении от товарного знака, возникающем у среднестатистического покупателя. Таким образом, главное при определении сходства товарного знака – сравнить общее впечатление, которое производит на потребителя то или иное обозначение. И если, например, существует хоть один шанс того, что потребитель по невнимательности перепутает два товарных знака между собой, то это явный признак того, что обозначения сходны до степени смешения.

Во многих ситуациях определение степени сходства товарных знаков субъективно. Строгих и однозначных критериев определения степени сходства товарных знаков в нашей стране не существует. Тем не менее, наиболее значимым становится мнение потребителей, определенное в ходе социологической экспертизы или социологического исследования. Как правило, социологическая экспертиза проводится для:

  • Защиты от неправомерного использования сторонними лицами;
  • Пресечения недобросовестной конкуренции, сопровождающейся введением в заблуждение покупателей или подрывом репутации компании через использование схожих до степени смешения товарных знаков;
  • Для разрешения доменных споров;
  • Для отмены или запрета регистрации сходного обозначения.
Читайте также:  О самых заметных решениях Конституционного суда за 2018 год

Именно результаты данной экспертизы послужат решающим доказательством степени сходства товарных знаков.

Какие действия предпринимать при обнаружении сходства

В случае обнаружение сходства товарных знаков рекомендуется предпринять следующие действия:

  1. Изменить обозначение. Изменить товарный знак. Например, изменить цветовую гамму или написать словесный элемент стилизованным шрифтом или поменять изображение, или использовать комбинированный подход к изменению товарного знака.
  2. Если вы не согласны с экспертами Роспатента и уверены, что ваш товарный знак является уникальным, то вы можете вступить с Роспатентом в диалог. Направить мотивированные доводы о том, что ваше обозначение не похоже на остальные.

Обращаем ваше внимание на то, что ни в коем случае не нужно использовать товарный знак далее в текущем виде, при обнаружении сходства, так как правообладатель сходного зарегистрированного товарного знака с большой долей вероятности рано или поздно подаст на вас в суд за нарушение его прав и незаконное использование его интеллектуальной собственности.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Где найти это: Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений? Мы уже 2 месяц с этим знаком паримся, хоть меняй его…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

*

code