Деиндустриализация ЕС на примере судостроения

blankВ ряду многочисленных рассуждений о деиндустриализации стран ЕС достаточно часть звучит примечание «маловероятно». Меж тем, в части судостроительной отрасли ЕС настолько сильные проблемы, что, как минимум, частичная деиндустриализация там – почти свершившийся факт.

Если брать сравнение с 1980 годом, то доля европейский верфей скатилась к настоящему времени с 45% до неприличного значения в 5%. Особенно провал стал заметен с 2008 года, когда памятный кризис здорово проредил все мировое судостроение, но больше всего «оттоптался» по Европе. Контракты на строительство стали массово уходить к Южной Корее, Турции и т.п. К слову, довольно мощный импульс получило российское судостроение.

В Европе же, в 2011 86% построенных судов оказались круизными лайнерами и мегаяхтами разнообразных олигархов. Коронавирус нанес мощнейший удар по строительству круизного бизнеса. А часть мегаяхт, кто бы мог подумать – строились по российским заказам. После известных событий, этот сектор судостроения также испытывает некоторые трудности. Особенно с учетом того, как арабские шейхи отнеслись к конфискации российской собственности.

Можно вспомнить и историю частичной деиндустриализации США, где автопром серьезно пострадал из за топливного кризиса. Производство существенно мигрировало в Китай и тот же ЕС.

Поэтому, хотя Европа вовсе необязательно деиндустриализируется и почти точно не разрушится «в ноль», вероятность этого события весьма далеко не околонулевая. Спасение европейцы видят в укреплении единства. Спасет ли «единый заказчик» европейское кораблестроение или нет, пока не ясно. Семечки и просмотр…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

пять − один =