В четвертом пакете санкций ЕС несколько неожиданно содержится запрет на присвоение России рейтингов ведущими агентствами. Странностей сразу две.
Во-первых, S&P, Fitch и Moody’s являются международными агентствами. Но дело не в их фальшивой независимости а в том, что все они скорее американские, чем европейские.
Во-вторых, решение «заморозить» рейтинг, в тактическом смысле, скорее в российскую пользу, чем во вред. Дело в том, что России угрожает масштабный дефолт из-за заморозки части ее активов. Попытка расплатиться рублями в счет именно замороженных средств интересна, но ее успех совершенно не гарантирован. Вполне вероятно, кредиторов не устроят предложенные Россией условия. Соответственно, рейтинг упадет до значения дефолта с текущего преддефолтного состояния. Получается, что заморозка зафиксирует лучшее от фактического состояния значение рейтинга.
В тактическом смысле, у российских компаний нет никакой нужды в рейтингах. Финансовые транзакции в долларах и евро заблокированы, соответственно взять кредиты невозможно, даже если предположить наивысшие значение рейтинга. При переводе расчетов на рубли, рейтинги не так важны, как гарантии страхования курсовых рисков.
Соответственно, российским властям, для парирования новой угрозы необходимо либо разрабатывать некий внешнеторговый рубль, обеспеченный, например, золотом. Либо делать то же самое, но в рамках концепции цифрового рубля, где вопросов еще больше.
Ближайшей альтернативой международному финансированию могли бы стать внутренние займы. Но тут, у государства не очень высок «рейтинг» в глазах населения. И, его тоже нужно как-то «заслужить»