Уровень российской безработицы достиг исторического минимума. Но, причины этого не особенно радуют
Неполная занятость не является манипуляцией статистикой, но тем, кто отправлен на режим неполной занятости или в вынужденный прогул от этого не легче.
СВО также повлияла на уровень безработицы. Добровольцы и 300 мобилизованных создали вакансии. К ним добавились те, кто испугался возможного призыва и трудоустроился на предприятия, дающие «бронь» сотрудникам. В результате миграции, Россию покинули примерно полмиллиона граждан, и далеко не у всех был режим удаленного рабочего места.
Несколько смущает то, что отечественную экономику покинул вовсе не балласт, а приличная часть пресловутого «среднего класса», которого и до этого момента не наблюдался избыток. И, теперь, либо врет статистика, либо ситуация держится на минимальном запасе прочности. Но, считать экономику вышедшей на траекторию роста смотрится нереально оптимистичным, фантазийным занятием. Роста не было при намного более благоприятных условиях – почему он должен возникнуть сейчас? Может быть государство создало рабочие места, или стимулировало их создание? Может быть изобрело новые продукты и услуги, добровольно и дорого востребованные во всем мире? Или сделало нечто выдающееся для счастья, хотя бы в отдельно взятой стране? Если это не сумела заметить даже самая оптимистичная в мире отечественная статистика, то это печаль.
В целом ситуация с безработицей напоминает сдохшую корову: нет нужды тратиться на сено и дойку. Можно попробовать сдать остатки на мясо. А то, что нет молока, ну это же совсем другая проблема – там, допустим, молоко вредно, и эти, газы парниковые от нее.