Ученики 4–10 классов школ наконец-то дождались летних каникул. однако, для некоторых полноценный отдых от школы отодвинется еще на пару недель. В российских школах распространена практика привлечения учащихся к летней отработке. Что это такое, насколько такая схема законна и можно ли без последствий обойти ее, читайте далее.
Виды летней отработки
Летняя отработка, в других школах может встречаться термин “летняя практика” — это определенный труд старшеклассников для пользы школы в летнее время. Разновидностями трудовой деятельности могут быть:
- уборка школьной территории;
- работа на пришкольном земельном участке (клумбы, палисадники);
- покраска арматурных изделий;
- генеральная уборка в учебных помещениях и т.п.
Длительность практики растягивается обычно на две недели примерно по 4 часа в день максимум.
Считается, что подобные мероприятия способствуют трудовому воспитанию учащихся, их профессиональной ориентации в будущем, повышению качества обучения. Кроме того, в рамках общественно полезного труда улучшается состояние территории школы.
В каких случаях прибегают к детскому труду в школе
Что указано в нормативных документах, касающихся трудовой практики школьников. В 34 статье закона об образовании (4 часть) сказано, что школьник обязан выполнять определенную работу, если ее выполнение предписано образовательной программой.
То есть на уроках технологии (бывший труд) ученик обязан поработать: сколотить табурет, сшить фартук, приготовить печенье или заточить заготовку на станке. Характер работы относительно сложности меняется из класса в класс. То есть, в девятом классе девочки пробуют себя в росписи тканей, а мальчики — в сборке простых электронных механизмов.
Данный вид труда школьники осуществляют в учебное время, не летом.
Что касается летней практики, или отработки, то такой вид труда не входит в образовательную программу школы. Тем более, он выпадает на время летних каникул, тем самым нарушая права детей на законный отдых по окончании учебного года.
Законность привлечения школьников к труду летом
Администрация школы может завуалировать летнюю отработку школьников следующими предлогами:
- Такой вид практики для учащихся предусмотрен Уставом школы.
- Летняя практика предусматривает глубокое изучение биологии, согласно образовательной программе.
- В рамках школы создается специальный трудовой отряд.
- Может появиться манипуляция тем, что все остальные пришли, а тот, кто не пришел, будет подвержен нападкам со стороны явившихся на практику одноклассников.
Что касается первого пункта, то он нарушает Федеральный Закон “Об образовании в РФ”, в частности, статью 50 (14 пункт). Он гласит, что школьники не могут привлекаться к труду в общеобразовательном учреждении, если он не предусмотрен образовательной программой или нет согласия родителей в письменном виде или согласия самого ребенка.
Если все же такая отработка в школе существует, то приходить на нее или нет, решает сам школьник и его родители. Об этом говорит 16 пункт все той же 50 статьи Закона.
По поводу второго пункта тоже не все ясно. Как подметание дворовой территории школы или перекапывание земли вокруг деревьев и кустов (а ведь именно к этому и сводится чаще всего практика по биологии) поможет глубже изучить биологию.
Если школа решила создать трудовой отряд, то она должна помнить, что в таком случае труд учащихся должен быть оплачен. Да и величина нагрузки должна быть посильной.
Правительство в своем постановлении за номеров 163 перечислило список работ, к которым нельзя допускать детей. Среди них, в том числе:
- уборка туалетов;
- уборка мест общего пользования;
- мытье окон;
- мытье светильников;
- уборку снега с крыш;
Количество часов, на которые ребенка можно привлечь к труду, не должно превышать 4 в день (для 14–15-летних подростков), 5 в день (15–16 лет), 7 в день (16–18 лет).
Если угрожает учитель или директор
Бывают случаи, что учитель или даже директор школы, в целях воздействия на непослушного ученика, который отказывается приходить на летнюю отработку, начинают ему угрожать. Чаще всего манипуляции сводятся к следующим видам:
- не перевести в следующий класс;
- устроить проблемы в учебе/на экзамене;
- оставить дежурным по классу на целый месяц;
- не выдать учебников
И прочее, на что хватит фантазии.
В случае возникновения подобных угроз, учащемуся следует подключить родителей. Те, в свою очередь, должны поговорить сначала с учителем, указав на неправоту его действий. Согласно ФЗ “Об образовании”, к труду во внеурочное время привлекать учащихся нельзя без их согласия. Можно также показать пункты из Конвенции по правам ребенка ООН и Международной Конвенции о рабстве, а также Конвенции Международной организации труда о принудительном и обязательном труде. В каждом из этих документов четко прописано, что детский труд использовать запрещается без согласия ребенка и его родителей или опекунов.
То же самое следует сделать и в отношении директора школы.
Если мирным путем конфликт разрешить не получается, то следует обращаться в прокуратуру. На должностное лицо следует составить жалобу. На ее основе в школе проведут проверку и выяснят, куда направляются средства, выделяемые школе из вышестоящих инстанций, для содержания технического персонала, который и должен наводить порядок в школе.