Как полу­чить закон­ное осво­бож­де­ние от лет­ней отра­бот­ки на при­школь­ном участ­ке в 2022 году, мож­но ли шко­лам при­вле­кать труд учащихся

Как полу­чить закон­ное осво­бож­де­ние от лет­ней отра­бот­ки на при­школь­ном участ­ке в 2022 году, мож­но ли шко­лам при­вле­кать труд учащихся

Уче­ни­ки 4–10 клас­сов школ нако­нец-то дожда­лись лет­них кани­кул. одна­ко, для неко­то­рых пол­но­цен­ный отдых от шко­лы ото­дви­нет­ся еще на пару недель. В рос­сий­ских шко­лах рас­про­стра­не­на прак­ти­ка при­вле­че­ния уча­щих­ся к лет­ней отра­бот­ке. Что это такое, насколь­ко такая схе­ма закон­на и мож­но ли без послед­ствий обой­ти ее, читай­те далее.

Виды лет­ней отработки

Лет­няя отра­бот­ка, в дру­гих шко­лах может встре­чать­ся тер­мин “лет­няя прак­ти­ка” — это опре­де­лен­ный труд стар­ше­класс­ни­ков для поль­зы шко­лы в лет­нее вре­мя. Раз­но­вид­но­стя­ми тру­до­вой дея­тель­но­сти могут быть:

  • убор­ка школь­ной территории;
  • рабо­та на при­школь­ном земель­ном участ­ке (клум­бы, палисадники);
  • покрас­ка арма­тур­ных изделий;
  • гене­раль­ная убор­ка в учеб­ных поме­ще­ни­ях и т.п.

Дли­тель­ность прак­ти­ки рас­тя­ги­ва­ет­ся обыч­но на две неде­ли при­мер­но по 4 часа в день максимум.

Счи­та­ет­ся, что подоб­ные меро­при­я­тия спо­соб­ству­ют тру­до­во­му вос­пи­та­нию уча­щих­ся, их про­фес­си­о­наль­ной ори­ен­та­ции в буду­щем, повы­ше­нию каче­ства обу­че­ния. Кро­ме того, в рам­ках обще­ствен­но полез­но­го тру­да улуч­ша­ет­ся состо­я­ние тер­ри­то­рии школы.

В каких слу­ча­ях при­бе­га­ют к дет­ско­му тру­ду в школе

Что ука­за­но в нор­ма­тив­ных доку­мен­тах, каса­ю­щих­ся тру­до­вой прак­ти­ки школь­ни­ков. В 34 ста­тье зако­на об обра­зо­ва­нии (4 часть) ска­за­но, что школь­ник обя­зан выпол­нять опре­де­лен­ную рабо­ту, если ее выпол­не­ние пред­пи­са­но обра­зо­ва­тель­ной программой.

То есть на уро­ках тех­но­ло­гии (быв­ший труд) уче­ник обя­зан пора­бо­тать: ско­ло­тить табу­рет, сшить фар­тук, при­го­то­вить пече­нье или зато­чить заго­тов­ку на стан­ке.  Харак­тер рабо­ты отно­си­тель­но слож­но­сти меня­ет­ся из клас­са в класс. То есть, в девя­том клас­се девоч­ки про­бу­ют себя в рос­пи­си тка­ней, а маль­чи­ки — в сбор­ке про­стых элек­трон­ных механизмов.

Дан­ный вид тру­да школь­ни­ки осу­ществ­ля­ют в учеб­ное вре­мя, не летом.

Что каса­ет­ся лет­ней прак­ти­ки, или отра­бот­ки, то такой вид тру­да не вхо­дит в обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му шко­лы. Тем более, он выпа­да­ет на вре­мя лет­них кани­кул, тем самым нару­шая пра­ва детей на закон­ный отдых по окон­ча­нии учеб­но­го года.

 

Закон­ность при­вле­че­ния школь­ни­ков к тру­ду летом

Адми­ни­стра­ция шко­лы может заву­а­ли­ро­вать лет­нюю отра­бот­ку школь­ни­ков сле­ду­ю­щи­ми предлогами:

  1. Такой вид прак­ти­ки для уча­щих­ся преду­смот­рен Уста­вом школы.
  2. Лет­няя прак­ти­ка преду­смат­ри­ва­ет глу­бо­кое изу­че­ние био­ло­гии, соглас­но обра­зо­ва­тель­ной программе.
  3. В рам­ках шко­лы созда­ет­ся спе­ци­аль­ный тру­до­вой отряд.
  4. Может появить­ся мани­пу­ля­ция тем, что все осталь­ные при­шли, а тот, кто не при­шел, будет под­вер­жен напад­кам со сто­ро­ны явив­ших­ся на прак­ти­ку одноклассников.

Что каса­ет­ся пер­во­го пунк­та, то он нару­ша­ет Феде­раль­ный Закон “Об обра­зо­ва­нии в РФ”, в част­но­сти, ста­тью 50 (14 пункт). Он гла­сит, что школь­ни­ки не могут при­вле­кать­ся к тру­ду в обще­об­ра­зо­ва­тель­ном учре­жде­нии, если он не преду­смот­рен обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мой или нет согла­сия роди­те­лей в пись­мен­ном виде или согла­сия само­го ребенка.

Если все же такая отра­бот­ка в шко­ле суще­ству­ет, то при­хо­дить на нее или нет, реша­ет сам школь­ник и его роди­те­ли. Об этом гово­рит 16 пункт все той же 50 ста­тьи Закона.

По пово­ду вто­ро­го пунк­та тоже не все ясно. Как под­ме­та­ние дво­ро­вой тер­ри­то­рии шко­лы или пере­ка­пы­ва­ние зем­ли вокруг дере­вьев и кустов (а ведь имен­но к это­му и сво­дит­ся чаще все­го прак­ти­ка по био­ло­гии) помо­жет глуб­же изу­чить биологию.

Если шко­ла реши­ла создать тру­до­вой отряд, то она долж­на пом­нить, что в таком слу­чае труд уча­щих­ся дол­жен быть опла­чен. Да и вели­чи­на нагруз­ки долж­на быть посильной.

Пра­ви­тель­ство в сво­ем поста­нов­ле­нии за номе­ров 163 пере­чис­ли­ло спи­сок работ, к кото­рым нель­зя допус­кать детей. Сре­ди них, в том числе:

  • убор­ка туалетов;
  • убор­ка мест обще­го пользования;
  • мытье окон;
  • мытье све­тиль­ни­ков;
  • убор­ку сне­га с крыш;

Коли­че­ство часов, на кото­рые ребен­ка мож­но при­влечь к тру­ду, не долж­но пре­вы­шать 4 в день (для 14–15-летних под­рост­ков), 5 в день (15–16 лет), 7 в день (16–18 лет).

Если угро­жа­ет учи­тель или директор

Быва­ют слу­чаи, что учи­тель или даже дирек­тор шко­лы, в целях воз­дей­ствия на непо­слуш­но­го уче­ни­ка, кото­рый отка­зы­ва­ет­ся при­хо­дить на лет­нюю отра­бот­ку, начи­на­ют ему угро­жать. Чаще все­го мани­пу­ля­ции сво­дят­ся к сле­ду­ю­щим видам:

  • не пере­ве­сти в сле­ду­ю­щий класс;
  • устро­ить про­бле­мы в учебе/на экзамене;
  • оста­вить дежур­ным по клас­су на целый месяц;
  • не выдать учебников

И про­чее, на что хва­тит фантазии.

В слу­чае воз­ник­но­ве­ния подоб­ных угроз, уча­ще­му­ся сле­ду­ет под­клю­чить роди­те­лей. Те, в свою оче­редь, долж­ны пого­во­рить сна­ча­ла с учи­те­лем, ука­зав на неправо­ту его дей­ствий. Соглас­но ФЗ “Об обра­зо­ва­нии”, к тру­ду во вне­уроч­ное вре­мя при­вле­кать уча­щих­ся нель­зя без их согла­сия. Мож­но так­же пока­зать пунк­ты из Кон­вен­ции по пра­вам ребен­ка ООН и Меж­ду­на­род­ной Кон­вен­ции о раб­стве, а так­же Кон­вен­ции Меж­ду­на­род­ной орга­ни­за­ции тру­да о при­ну­ди­тель­ном и обя­за­тель­ном тру­де. В каж­дом из этих доку­мен­тов чет­ко про­пи­са­но, что дет­ский труд исполь­зо­вать запре­ща­ет­ся без согла­сия ребен­ка и его роди­те­лей или опекунов.

То же самое сле­ду­ет сде­лать и в отно­ше­нии дирек­то­ра школы.

Если мир­ным путем кон­фликт раз­ре­шить не полу­ча­ет­ся, то сле­ду­ет обра­щать­ся в про­ку­ра­ту­ру. На долж­ност­ное лицо сле­ду­ет соста­вить жало­бу. На ее осно­ве в шко­ле про­ве­дут про­вер­ку и выяс­нят, куда направ­ля­ют­ся сред­ства, выде­ля­е­мые шко­ле из выше­сто­я­щих инстан­ций, для содер­жа­ния тех­ни­че­ско­го пер­со­на­ла, кото­рый и дол­жен наво­дить поря­док в школе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here