Варвара Кузнецова пробыла в «рабстве» у чукчей 3 года. Она на себе почувствовала тяжелые условия жизни, которые изо дня в день вынужден преодолевать этот народ. Но положение ученого-этнографа осложнялось тем, что для чукчей она была «чужой».
Есть пословица «незваный гость хуже татарина», которая очень точно отражает историю Варвары Кузнецовой. В качестве полевого исследователя-чукчеведа она три года прожила на Чукотке. Эта поездка стоила ей здоровья.
Как Варвара Кузнецова попала в «рабство»
В 1948 году началась подготовка к экспедиции на Чукотку, в задачи которой входило изучение Чукотского полуострова и его жителей. Предполагалось продолжить исследование знаменитой американской Джезуповской экспедиции. Варвара Кузнецова удостоилась чести стать членом этой экспедиции. Ее подготовкой к этому нелегкому делу занимался д.и.н. И. С. Вдовин. 17 марта 1948 года женщина отбыла в экспедицию — ей предстояло проводить полевые исследования в бассейне реки Амгуэмы. Варвара провела более 3 лет в страшных условиях.
Как Варвара Кузнецова провела у чукчей три года
Женщина поживала в семье чукчи по имени Тымнэнэнтына. Для жителей стойбища Варвара Кузнецова была обузой. На женщину не обращали почти никакого внимания. Вынужденная «сожительница» была поставлена в самый низ «пищевой цепочки». Если она болела, то никто ее не кормил. В записях Кузнецовой часто можно встретить заметки о том, что ей страшно хочется кушать и сильно болит голова от голода.
Рацион этнографа у чукчей:
- Желудок оленя.
- Каша из содержимого оленьего желудка, жира и крови.
- Вареная волчеедина (труп оленя, который недоеденного волками).
И все это в небольших порциях — около 150 грамм. На таком питании за время своего пребывания у чукчей женщина превратилась в «костяк, обтянутый кожей».
Спала она на холоде — на отдых внутри спального полога разрешения глава семьи не давал. Также этнографу непозволительно было ехать на нартах во время кочевок — солидные расстояния она преодолевала пешком. В обязанности Варвары Кузнецовой входило расчищение места для жилища и утаптывание снега.
Чукчи считали женщину-ученого колдуньей из-за постоянных записей и наличия фотоаппаратуры. Однажды ей плюнули в лицо, а глава семейства в порыве гнева разорвал все тетради с этнографическими заметками за целый год. Его 16-летняя дочь безжалостно издевалась над Варварой.
Итоги трехгодичного пребывания у чукчей
По возвращении она защитила диссертацию по теме «Чаунские и Амгуэмские чукчи» и стала младшим научным сотрудником в Ленинградской части Института этнографии АН СССР. Казалось, что все трудности позади. Но через два года она серьезно заболела. Органическое поражение центральной нервной системы из-за кисты головного мозга, по мнению некоторых специалистов, стало следствием тяжелых трех лет в чукотским стойбище. В 1956 году ее уволили из-за длительного больничного. Все оставшиеся годы своей жизни женщина занималась только своим лечением. Умерла она в 1977 году.