Новая мутация коронавируса «Кентавр» начинает день за днем шириться по территории Российской Федерации. Так, согласно официальным данным, новая вариация из Москвы перекинулась и на другие города.
Что известно о вспышке в России коронавируса новой мутации
В России сменилась доминирующая линия ковида. По данным GISAID, все предшествующие подтипы вируса почти выдавил из страны «омикрон» BA.5. Из-за большого числа мутаций новая линия может уклоняться от любого иммунитета, а ее распространение по России совпало с резким ростом заболеваемости.
Новый штамм подкрался незаметно. Еще в мае Россия спокойно болела «омикроном» BA.2, так называемым «стелс-штаммом» — заболеваемость неизменно снижалась, а Роскомнадзор отменял последние из оставшихся ограничений. Теперь ситуация изменилась кардинально. Во-первых, в стране уже месяц наблюдается кратный рост заболеваемости — 3 тысячи в сутки в начале июля против 23 тысяч в день ко второй неделе августа. Во-вторых, в коронасфере России произошел переворот — по данным глобальной базы GISAID, куда лаборатории со всего мира загружают результаты секвенирования геномов коронавируса, в начале лета в стране начали выявлять массовые случаи заражения BA.5.
К июлю доля линии в сиквенсах российских лабораторий перевалила за 50%, а за последнюю неделю показатель достиг 97% — то есть только 3% анализов в РФ сегодня дают результат «не BA.5». Аналогичная ситуация сегодня наблюдается в США — доля BA.5 выше 80% и повышенная заболеваемость, за лето ковидом переболел даже президент Джо Байден. При этом летальность остается сравнительно низкой. О причинах рассказывает в эфире PBS основатель и директор Scripps Research Institute доктор Эрик Топол.
«Дело в том, что в обществе уже есть иммунная прослойка. Она состоит из вакцинированных, переболевших, ревакцинированных, повторно переболевших и так далее. Именно поэтому новые волны не демонстрируют такой же летальности — многие заболевшие переносят вирус гораздо легче, чем было с первоначальным «омикроном». Проблема в том, что у BA.5 есть целый ряд новых мутаций — в дополнение ко всем мутациям BA.1, BA.2, BA.2.12.1 и так далее. Из-за этого новая линия стала чем-то вроде мастера перевоплощений. Наш иммунитет распознает ее гораздо хуже, чем было с предыдущими вариантами. И поэтому многие из тех, кто болел «омикроном» в январе-феврале, снова заболел BA.5 в июле. И частота таких реинфекций теперь рекордная с начала пандемии, потому что этот вариант уклоняется от иммунитета лучше всех предыдущих», — считает Эрик Топол.
Вакцины защищают от BA.5 существенно хуже, чем от других вариантов. Согласно исследованию, опубликованному ранее в NEJM, у вакцинированных и переболевших титры нейтрализующих антител к новой линии были в 18-20 раз ниже, чем к оригинальному уханьскому вирусу. Помочь ситуации должны модифицированные вакцины — над препаратами, которые научат иммунитет распознавать даже мутировавший вирус, уже работают Pfizer и Moderna. Как сообщили ранее в администрации США, американцам модифицированные бустеры могут быть доступны уже в сентябре.
В России такие даты пока не называются, поэтому возникает вопрос — ревакцинироваться сейчас или ждать модифицированного «Спутника»? Нужно понимать, что существующие вакцины все еще успешно предотвращают тяжелое течение болезни, напоминает гендиректор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» Николай Крючков.
«С появлением новых штаммов иммунитет, ранее сформированный — специфический, в результате заболевания или вакцинации существующими вакцинами постепенно теряет эффективность — это правда. Но что очень важно понимать? Если мы говорим именно о тяжелом течении, о попадании в больницу, о попадании в реанимацию и о летальном исходе, здесь эффективность по-прежнему крайне высока и составляет где-то в районе 75-80%. Да, это не те 95% в самом начале использования вакцин, но все равно это значительная цифра. Если сейчас уже прошли пять-шесть месяцев с момента предшествующей вакцинации или предшествующего заболевания, то как раз самое время идти и вакцинироваться — это важно, не надо ждать выхода новых препаратов. Но если это время у вас придется на осень и, скажем, скорее на октябрь, ноябрь, декабрь даже — начало зимы этого года, то, скорее всего, во-первых, вы сможете выбрать вакцину следующего поколения, а, во-вторых, вы сможете выбрать уже адаптированные вакцины», — говорит Николай Крючков, гендиректор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп».
Власти молчат, но вирус ширится
Официальных сообщений о разработке модификации «Спутника» под BA.5 и другие новые линии «омикрона» пока не было. В январе глава Центра Гамалеи Александр Гинцбург говорил, что под оригинальный «омикрон» обновлять вакцину не нужно, поскольку она и так демонстрирует высокую степень защиты.
В 2021 году разработчик оперативно подготовил модификацию «Спутника» под «дельта»-штамм — как говорил Гинцбург, она уже стояла «в холодильнике», однако до массового производства дело не дошло. Поэтому пока не будет объявлено о новых разработках, выбор перед россиянами стоит довольно простой: либо ревакцинироваться «Спутником», либо надеяться на авось на фоне 10-кратного роста заболеваемости.
На сегодня ВОЗ считает BA.5 субвариантом «омикрона» наряду с BA.4 и другими линиями. Если линия станет доминирующей на глобальном уровне, она может быть признана отдельным штаммом ковида. После этого BA.5 может получить собственное название.