Проблема школьного насилия, издевательства и травли детей в учебных заведениях перестала быть узко педагогической и местной школьной. Она рассматривается международным сообществом как важнейшая в области обеспечения защиты прав детей, как благородная задача воспитания здорового и счастливого поколения. ООН учредила с 2012 года специальный День борьбы с травлей 4 мая для привлечения внимания родителей и педагогов к проблеме и для ее решения.
Краткая история Дня борьбы с травлей
По данным статистики каждый четвертый школьник испытывает на себе травлю и издевательства одноклассников. Такое положение существует во всех странах мира. День борьбы с травлей возник по инициативе канадских учителей Дэвида Шеперда и Тревиса Прайса, которые обратили внимание на издевательства над одним учеником и запустили кампанию борьбы с этим явлением под названием «День розовой рубашки», так как над ребенком начали издеваться после его прихода на занятия в розовой футболке.
В этот день рекомендовано во всех школах проводить «Час против ненависти» и другие мероприятия, направленные на воспитание у детей уважения друг к другу, доброты, понимания, дружбы и взаимопомощи. К мероприятиям этого дня присоединились 25 стран мира.
Рекомендации ООН по проведению мероприятий Дня борьбы с травлей
Эксперты ООН разработали целые инструкции для педагогов и общественных организаций, которые должны проводить День борьбы с травлей по всему миру.
Краткое содержание этих документов сводится к следующему:
- нужно взрослым научиться самим и научить детей сопереживанию, создавать атмосферу уважения к правам детей и нетерпимости к унижению и травле;
- учителям, родителям и опекунам необходимо оказывать всяческую помощь жертвам травли, использовать ненасильственные методы воспитания детей, вести разъяснительную работу с инициаторами травли и их родителями;
- необходимо научить детей противостоять издевательствам, уметь сопротивляться травле, знать, к кому обращаться в таком случае, разработать механизм психологической помощи жертвам травли;
- постоянно проводить мониторинг ситуаций в детском коллективе, своевременно пресекать случаи травли детей, проводить общешкольные психологические тренинги и консультации по борьбе с этим явлением;
- на государственном уровне должна быть установлена ответственность за издевательства и нарушение прав ребенка.
Приведенные рекомендации имеют неотложный и реальный характер. Только общими усилиями педагогов, родителей, опекунов и самих детей можно искоренить явление, которое отравляет жизнь миллионам детей во всем мире.