День краудфандинга, отмечаемый в России 7 июня, праздник довольно молодой и пока малоизвестный. Несмотря на то, что само явление краудфандинга появилось уже очень давно, наибольшую популярность он стал завоевывать именно благодаря интернету. Стать участником процесса совместного финансирования или проявить желание собрать деньги на установленную цель может любой человек.
День краудфандинга в России 7 июня совпал с датой создания сервиса
Краудфайдинг в России зародился достаточно давно. Сам термин в переводе с английского означает добровольное коллективное пожертвование или внесение денег на что-либо: мероприятие, процесс, издание или изготовление и т.д. Внедрять свои деньги люди могут по разным мотивам — из любопытства, для поддержки или с целью получения выгоды.
Дату праздника на 7 июня в 2015 году решили выбрать солидарно с датой создания самой первой краудфандинговой площадки — сервисом Planeta.ru, которая начала работу в этот день в 2012 году. За это время к площадке присоединились еще несколько сервисов, которые ежегодно собирают на заявленные нужды от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
История возникновения краудфандинга может насчитывать огромное количество лет. Само понятие подразумевает групповое материальное участие в каком-либо мероприятии. К таким можно отнести строение монастырей за средства пожертвований, поддержку начинающих авторов в выпуске книг, возведение многих памятников. Когда один или несколько человек хотят реализовать задуманное, то они обращаются к людям с просьбой о помощи. Откликнуться может любой человек и это уже будет краудфандинг.
Краудфандинг открыт для реализации любых мероприятий
Сервис Planeta.ru был первым в России, но на данный момент уже не единственный. Кроме него на площадке присутствуют еще несколько других сервисов. Каждый желающий может присоеденится и стать участником процесса. Для этого достаточно только зарегистрироваться. Однако не стоит путать краудфандинг с волонтерством, они имеют ряд отличий и правил.
Желая подать заявку на получение помощи от коллективных пожертвований или вложений, необходимо соблюдать определенные правила. Мероприятие, оно же стартап, должно иметь четкую цель и конкретно установленную необходимую сумму. Если средства на цель не собраны, то они возвращаются назад. Когда задача достигнута, и мероприятие заработало или выполнилось, то вкладчики получают какое-либо вознаграждение. Оно может быть материальным или нематиреальным.
Такие площадки очень удобны для начинающих предпринимателей с интересными и новаторскими идеями. Не имея стартового капитала, они могут реализовать себя с помощью заинтересовавшихся людей (реципиентов). Такое обоюдовыгодное сотрудничество все больше набирает оборотов в мире и в России.
Примеры реализованных через краудфандинг мероприятий
Первым примером реализации краудфандинга через интернет принято считать сбор денег фанами группы Marillion на их тур по США в 1997 году. Сбор прошел удачно, а группа и в дальнейшем таким образом профинансировала выпуски нескольких своих альбомов. После этого принцип коллективного финансового вложения стал набирать обороты не только в музыкальной сфере и коммерческих проектах, но и в социальных.
В России реализовано более 6 тысяч проектов с помощью привлечения денег интернет-пользователей. Наиболее интересные на данный момент:
- игра «74» от общества Мемориал, которая собрала 570 тысяч рублей, хотя планировалось только 74 тыс.;
- развитие цифрового банка TolkBank, специального чат-бота, который помогает проводить различные финансовые операции;
- образовательные проекты, открытие Первой Всероссийской «Школы краудфандинга»;
- сбор на предзаказ нового альбома «Посолонь» группой «Алиса» более 17 млн рублей.
Количество проектов увеличивается ежегодно, как и суммы, которые вносят заинтересованные реципиенты.