15 октября 2022 года в Российской Федерации празднуют годовщину создания адресно-справочной службы. Учрежден департамент был еще в 19 веке. Первые две службы появились более 200 лет назад в Москве и Санкт-Петербурге.
История создания адресно-справочной службы
Именно 15 октября каждый год празднуется День создания адресно-справочной службы потому, что в этот день был издан Указ императора. В 1809 году впервые на территории России появилась служба, которая в то время называлась «Контора адресов». Находилась она в двух главных городах Российской империи — Москве и Санкт-Петербурге.
Спустя 30 лет ведомство было переименовано в Адресные экспедиции. Именно в Москве и Петербурге были созданы службы потому, что в этих городах проживало наибольшее количество людей.
Согласно Указу, в каждой адресно-справочной службе должно быть два руководителя. Первый обязан обладать русским языком как родным, а второй — 4 иностранными. Среди них итальянский, французский, немецкий и английский. Также в то время в службах работали 2 секретаря, 2 переводчика, 4 писаря и 1 казначей.
В справочных Москвы и СПБ содержались данные о всех жителях двух столиц. Для того, чтобы остаться в городе и работать там, жители Российской империи и иностранцы обязаны были посетить Контору адресов. Там они оставляли паспорт и получали специальный вид на жительство. Работодателям было запрещено принимать на работу людей, которые не имеют этот документ.
С 1939 года каждый желающий мог обратиться в справочную для того, чтобы получить данные о пребывающих в столицах людей.
Адресно-справочная служба во времена СССР
Адресно-справочная служба как ведомство было ликвидировано в Российской империи в 1888 году. Возрожден департамент миграционной службы был уже после Октябрьской революции. В 1926 году указ о создании адресных столах издал Народный комиссариат внутренних дел Российской Социалистической Республики.
Адресные бюро начали создаваться в каждом городе РСФСР. Они являлись подразделением МВД, в некоторых случаях подчинялись муниципалитетам.
Согласно указу НКВД от 4 мая 1926 года, главной целью адресной службы является точная регистрация всего населения города. Ведомство занималось выдачей справок как юридических лицам, так и физическим.
Во времена современной Российской Федерации адресно-справочное бюро подчинялось Миграционной службе. Однако в 2016 году президент РФ Владимир Путин издал указ №156, согласно которому Федеральная миграционная служба была упразднена. С тех пор адресно-справочная служба является частью Министерства внутренних дел России.
Современная адресно-справочная служба России
В 2022 году адресно-справочная служба Российского государства занимается тем, что формирует, использует и хранит информацию о гражданах РФ и иностранцах. Организовано ведомство на основе:
- массива документированных данных, которые постоянно обновляются;
- информационных автоматических систем, созданных с помощью сертифицированных программных средств;
- системы протоколов, единых форматов и регламентов, которые позволяют осуществлять обмен информации.
С помощью автоматизированных цифровых систем работники адресно-справочной службы могут мгновенно найти актуальные данные о том или ином субъекте. Также можно запросить информацию за любой период, начиная с 1995 года. Если субъект когда-либо менял фамилию, имя, отчество или дату рождения, данные о нем хранятся в системе более 50 лет.