Вышедший в 2019 году художественный фильм «Союз спасения» получился довольно неоднозначным. Согласно описаниям критиков, данная лента, если ее рассматривать в качестве художественной картины выглядит очень впечатляюще, однако, как исторический фильм – имеет массу несоответствий.
Исторические несоответствия фильма, связанные с Семеновским полком
Российский историк, публицист и журналист – Никита Соколов поделился своим мнением насчет фильма «Союз спасения», который появился на широких экранах в 2019 году.
События, произошедшие с Семеновским полком, сыграли одну из важных ролей в истории декабристов. Выступление военнослужащих полка в октябре 1820 года показало представителям декабристского движения, что нет необходимости готовить людей к революции. Переворот власти можно произвести другим методом, опираясь на специальным образом подготовленные войска.
В начале фильма зрителю показана история возмущения военнослужащих первого батальона Семеновского гвардейского полка, которая произошла осенью 1820 года. При этом, сами военнослужащие представлены в ленте этакими потемкинскими матросами образца 1905 года, которые громят все вокруг.
Обращаясь к фактам, становится ясно, что ничего из того, что было показано в киноленте «Союз спасения» не имело общего с событиями 1820 года. Семеновский гвардейский полк являлся элитным. Служащие в нем офицеры еще за несколько лет до 1820 года вели просвещенческую работу среди солдат, где отменили телесные наказания. Весь так называемый бунт заключался в том, что государева рота выстроилась для проверки и отказалась расходиться. Они требовали, чтобы отменили неуставные смотры, которые ввел новый полковник Шварц. При этом военнослужащие хотели, чтобы полковника убрали из полка. Для чего сценаристам понадобилось искажать данный факт в фильме, совершенно непонятно.
Недосказанность фильма о настоящем положении вещей в Российской империи
Из сюжета кинокартины довольно сложно понять почему молодые офицеры вдруг решили пойти против Императора. Зрителю демонстрируют, что русские войска вошли в Париж и вот события переносятся на несколько лет вперед. При этом совершенно непонятно откуда вдруг появились идеи декабристов и чем же так были недовольны офицеры. Ведь после победы над Наполеоном все вроде бы должно было быть хорошо в «первой державе мира».
Авторы картины не раскрывают главных проблем, которых в стране было довольно много. Промышленность Российской Империи в упадке после военных действий, денег нет, государство по-прежнему отстает от других стран Европы технологически. Очень велико отставание от ведущих государств в финансовых, управленческих, образовательных и военных технологиях.
Стране, на тот момент нужны были крупномасштабные реформы. Однако все упиралось в отмену крепостного права. Ведь существенно реформировать ни армию, ни налоговую, ни судебную систему без его упразднения было просто невозможно. Однако ничего из вышеперечисленного не объясняется в фильме.
Фильм «Союз спасения» в полной мере не раскрывает идейные изыскания декабристов
Участники российского антиправительственного движения, члены различных тайных обществ представлены зрителю как пьянствующая молодежь, развлекающаяся незамысловатыми фокусами и пьющая шампанское.
На самом деле участники декабристского движения прошли большой и длинный путь. От первых заговорщицких организаций 1814—1815 годов, до конституционных проектов 1824 года. Декабристами была проделана огромная работа. Хотя времени для этого у них было довольно мало. Ничего из этого всего не демонстрируется в картине «Союз спасения».
Зрителю не показывают серьезных разговоров, которые вели между собой Пестель, Муравьев, их сторонники и противники. Почему не совсем понятно почему зритель должен сопереживать и серьезно относится к этим героям.
В киноленте «Союз Спасения» не показаны жены декабристов
Довольно сложно представить декабристов без их жен. Однако в фильме их почему-то не показывают. Столь досадное упущение сценаристов портит сам образ офицеров.
Представителей декабристского движения окружали умные и образованные женщины. Однако их в ленте нет. Ведь это может негативно сказаться на образе героев и их товарищей, которых достаточно в картине.
В фильме присутствует любовная линия между Муравьевым-Апостолом и его невестой. Однако в полной мере персонаж Анны Бельской не раскрывается. Ведь у нее нет драматической интриги, связанной с этим романом.