Что ждет христианские мозаики в Айя-Софии после того, как древний христианский храм, бывший в последнее время музеем, вновь стал мечетью. Реставраторы по всей планете обеспокоены сохранением наследия мирового масштаба. Турецкие власти говорят о том, что повода для беспокойства нет, а представители РПЦ, что это пощечина христианскому миру.
Айя-София официально стала мечетью
В соборе Святой Софии в Стамбуле уже 24 июля состоится первое мусульманское богослужение. Этот храм долгое время считался одной из главных христианских святынь. Статуса музея этот собор был лишен по решению турецкого Госсовета 10 июля 2020 года. Теперь он официально зарегистрирован как мечеть. В Турции же уже несколько лет наблюдается подобная тенденция к перепрофилировании бывших церквей-музеев в мечети.
Этот факт вызывает обеспокоенность, а особенно у искусствоведов. Христианские иконы занавешиваются, устанавливаются подвесные потолки, скрывающие изображения святых, а полы застилаются коврами.
Сохраняться старинных фресок, и вызывает обеспокоенность. За их состоянием в таких условиях будет гораздо сложнее следить. Тем более, Айя-Софии считается памятником истории мирового значения. Необходимо сохранить все его художественные и архитектурные элементы.
Ведущие исследователи византийского периода направили турецкому правительству открытое письмо, с просьбой сохранить в прежнем состоянии Айя-Софию. Среди них есть и ученые непосредственно из Турции.
Как скрывали и открывали фрески в христианских храмах в Турции
Расположенные на территории Турции христианские церкви прошли ранее уже через 2 этапа трансформации. После завоевания Византии, в 15 веке активно шла перестройка храмов в мечети. Это уже сказалось на древних фресках и мозаиках, составляющих их убранство.
Мечети в 20 веке переделывали в музеи. В это время шла реставрация, и им пытались вернуть первоначальный вид. В этот раз фрески очищали от слоя, наложенной поверх их штукатурки. Теперь же им опять грозит быть снова скрытыми. Официального же объяснения, что будет с фресками и мозаиками Айя-Софии пока никто не дает.
Есть несколько предположений, каким образом будут скрываться христианские святыни., Согласно одному, за счет специально подобранному свету. Так, во время мусульманских богослужений их можно будет спрятать в тени. Согласно другой теории, их могут перекрывать лазерными проекциями, или банально занавешивать.
Что может навредить Айя-Софии
Есть несколько факторов, которые вызывают опасение у реставраторов. Так, работы должны проводится квалифицированными музейными работниками. Для мусульманских религиозных организаций сохранность внутреннего убранства не является приоритетным.
Здание Айя-Софии очень древнее. Чтобы сохранить его следует поддерживать определенную температуру и влажность, чтобы не нанести ему ущерб. Вредны также вибрации, которые создаются громкоговорителями. При их помощи ведется трансляция молитв.
Большое количество посетителей также не пойдут на пользу Айя-Софии. При этом он явно увеличится, так как турецкие власти объявили, что вход будет бесплатным. Ранее его стоимость в эквиваленте российской валюты составляла примерно 200 руб. И при этом здание собора ежегодно посещало порядка 3 млн человек, но в основном туристы.
Турецкие власти о судьбе Айя-Софии
Турецкие власти, комментируя свое решение, говорят о том, что факт открытия Айя-Софии для молитвы, совершенно не скажется на той части всемирного культурного наследия, что сейчас находится в ней.
Вопрос о том, что бы сделать Айя-Софию мечетью неоднократно поднимался в последний 50 лет. Несмотря на то, что в Стамбуле уже находится большое количество мусульманских мечетей. Их здесь порядка 4,5 тыс. При этом буквально напротив Айя-Софии находится Голубая мечеть.
В РПЦ к изменению статуса собора святой Софии отнеслись крайне негативно, назвав пощечиной христианству. Тогда как в Турции это рассматривается как акт сохранения государственной истории и национальной чести и достоинства.
Считается, что выстроен собор святой Софии был в 3 веке, и на протяжении тысячелетия, он был главным храмом христиан. В мечеть Айя-София он был перестроен турками в 1453 году и в течение следующих 5 столетий, был одной из крупнейших мусульманских святынь. Музеем она стала в 1935 году по решению Кемаля Ататюрка.