История с танкером Delphi в Одессе по-прежнему остается незавершенной. Несколько попыток поднять севшее на мель в районе пляжа «Дельфин» судно окончились провалом. Операция эта дорогостоящая, а государство затраты нести не хочет. Судовладелец же тянет время и пытается сэкономить. Грозит же это экологической катастрофой.
Попытки поднять танкер Delphi
Новой достопримечательностью Одессы, стал вид, который открывается с пляжа «Дельфин» на лежащий на боку танкер. В силу стечения обстоятельств он носит созвучное название Delphi Купаться же на данном пляже сейчас запрещено, так как вода оказалась загрязнена нефтью. За этим следят сотрудники национальной гвардии.
Посетителей же пляжа не мало. Особенно много зрителей появляются после того, как власти в очередной раз объявляют о попытке поднять танкер. Это похоже на шоу. Люди приходят с фотоаппаратами, и сидят на шезлонгах расставленных по берегу, и в многочисленных кафе.
Попытка поднять танкер предпринималась 16 июля, но не выдержал кормовой канат. Очередная подобная акция состоялась 24 июля 2020 года. Понаблюдать за этим пришло несколько десятков зевак. Многие заключают пари об успехе операции.
Неудачная попытка, совершенная в этот день, привела к образованию нового нефтяного пятна размером 7500 кв. метров. Неудачей завершился и подъем, намеченный на 25 июля. Уже через 2 дня ситуация в Одессе официально была названа катастрофой техногенного характера.
Обстоятельства крушения танкера Delphi
История с танкером Delphi началась еще в ноябре 2019 года. Бушующее море, сорвало с якоря судно. Оно послало сигнал бедствия, но операция по спасению танкера тогда прошла неудачно.
Буксир не смог к нему привязаться, и судно понесло по направлению к порту «Южный». Это создало угрозу столкновения его с судами, которые перевозят газ. Чтобы избежать этого порт выслал навстречу буксир «Владимир Иванов».
При том, что погодные условия ухудшались, судовладелец отказался от помощи, и рассчитывал на спасение собственным буксиром «GEA». Но новая попытка опять увенчалась провалом. Судно в это время оказалось полностью обесточенным. Его несло по направлению к Одессе.
В это время третий буксир вышел на встречу танкеру, но капитан вновь отказался принять помощь. В итоге судно село на мель и завалилось на бок. Члены экипажа с различной степенью обморожения в принудительном порядке были эвакуированы с его борта. Танкер же прочно застрял в волнорезе и неизвестно, удастся ли его поднять.
Танкер Delfi замешан в серых схемах
Ситуация могла быть иной, если бы экипаж танкера упорно не отказывался бы от помощи властей. В шторм постоянно попадают корабли, но такого еще не было. Танкер же дрейфовал в акватории Одессы практически сутки. Не было предпринято ничего, чтобы спасти его.
Экипаж всеми силами избегал какого-либо контакта с представителями властей, и это говорит о том, что не все чисто в его деятельности. Возможно он был задействован в неких серых схемах, например, заправке других судов топливом без акцизных пошлин и налогов. На 1 литре топлива контрабандисты экономят до 30% за счет таможенных платежей. Вместительность же танкера 1.5 тыс. тонн. Это говорит об оборотах исчисляемых миллионами. Эта теория не доказана, но тем не менее может стать объяснением.
Танкер был построен 46 лет назад, и транспортировал небольшие партии топлива и дозаправлял другие суда. После распада Советского Союза его на свой баланс взял Ильичевский порт. А спустя несколько лет оно перешло под юрисдикцию Батуми.
В 2019 году он был перепродан Молдове. Сейчас же владельцем судна британская компания Mister Drake PC. Но кто истинный владелец Delphi остается неизвестным.
Сумма затрат на подъем танкера Delphi в Одессе
Представители судовладельца неоднократно обещали убрать танкер. При этом сначала назывался срок до конца года, затем до апреля, а к лету к делу подключился губернатор области, который дал судовладельцу крайний срок до 25 июня. Затем срок перенесли до 20 июля. Он был уже установлен президентом Украины Владимиром Зеленским.
Активности же в этом вопросе особо не проявлялось. Смета по демонтажу судна составляет от 18 до 24 млн грн, при этом тратить государственные средства не собираются, а порт хочет взыскать их с судовладельца. Платить же в итоге никто не хочет. Так, порт опасается, что вопросы куда могут были потрачены бюджетные средства возникнут у правоохранительных органов, и в результате он пострадает от собственного законодательства.
При этом остается проблема, в виде вытекающей в море нефти, которая губительно действует на биосферу. При этом порт мог действовать более решительно еще в ноябре 2019 года из-за высоких экологических рисков. В этом случае нужно опираться на международные морские конвенции, а не ждать разрешения экипажа.