По завершении экзаменационной компании 2021 в России специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) проанализировали самые распространенные ошибки на ЕГЭ, и на этих данных составили рекомендации для учителей, на какие темы стоит обратить внимание. Всем выпускникам 2022-го стоит ознакомиться с этой информации и учесть недочеты прошлых лет, чтобы на отлично написать ЕГЭ.
Какие ошибки на ЕГЭ допускают чаще всего российские школьники
Такие жуткой страшные буквы “ЕГЭ” уже не просто маячат на горизонте, а прямо-таки давят на психику российских выпускников. Первый экзамен состоится 26 мая. Выучить все за две недели, конечно, вряд ли получится, а вот повторить основные моменты — вполне возможно. Главное — знать, что именно повторять.
Русский язык
Как ни странно, ученики стали чаще ошибаться в 22-м задании, которое считается одним из самых простых. Здесь достаточно прочитать текст и ответить на вопрос по его содержанию. Однако в 2021 году с этим справились только 63% выпускников, что для такого задания откровенно мало. Всему виной — банальная невнимательность. Эксперты советуют неторопливо читать текст и обращать внимание на отдельные его части: место, где происходит действие, поступки героев и временные отрезки.
Следующая проблемная точка — задание 23, где школьников просят указать тип текста (повествование, описание или рассуждение). Ученики, как правило, отличают повествование от описания. А вот с рассуждением возникают проблемы. Школьники “сыпятся”, если в тексте нет ярко выраженного тезиса и доказательств, а просто идет объяснение чего-либо. Такой текст выпускники ошибочно относят к повествованию и теряют заветные баллы.
Еще хуже дела обстоят с 12-м заданием, где школьников просят написать окончание глагола и суффикс причастия или деепричастия. Например, в таких словах, как борющийся, тающий, дышащий. Для того чтобы правильно вставить букву, нужно восстановить начальную форму глагола и определить его спряжение. В прошлом году это задание выполнили меньше половины школьников. Спасение здесь только одно — практика. Нужно как можно больше тренироваться — трансформировать инфинитив в личные формы глагола и наоборот. Еще стоит помнить, что прошедшая форма глагола, причастия и деепричастия напрямую зависит от инфинитива, а не от спряжения. Например, кашлять — кашлявший, приготовить — приготовивший. Здесь пишется та же буква, что и в начальной форме глагола, а спряжение вовсе определять не нужно.
Ошибки в правописании -Н- и -НН- и НЕ (НИ) встречаются в тестах из года в год и упорно отбирают у выпускников баллы. Отчасти они возникают из-за путаницы между полными и краткими формами. Надо помнить, что краткие страдательные причастия с НЕ всегда пишутся раздельно (урок не выучен, работа не сделана). А полные — слитно если нет зависимых слов, и раздельно, если они есть (нерешенная задача — еще не решенная задача).
Типичные ошибки в сочинении
Если в тесте еще можно что-то угадать (хотя угадайка плохо помогает), то в сочинении вся неграмотность выходит наружу. Вот самые распространенные ошибки, которые мозолят глаза экспертам ЕГЭ:
Пресловутое “то, что”. В конструкциях “сказать, что”, “подумать, что” не должно быть лишнего “то”. Но в сочинениях школьников частенько встречаются предложения в духе “автор хочет нам донести то, что…”. Правильно будет: “автор говорит, что” или “автор пишет, что”.
Ошибка в предложениях с однородными членами. Например, “Только внутренне сильный человек сможет постоять за свою родину, гордиться и беспокоиться за неё”. Здесь трудность заключается в том, что после однородных членов идут существительные в разных падежах: гордиться (кем? — творительный падеж), а беспокоиться (за кого? — винительный падеж). Поэтому правильно будет написать — “Только внутренне сильный человек может постоять за свою родину, гордиться ей и беспокоиться за нее.” Иногда такие ошибки не очевидны, поэтому нужно каждый раз проверять себя.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов — классика жанра. Вспомним хрестоматийный пример: “подъезжая к станции, с меня слетела шляпа”. Здесь действия выполняют разные лица: подъезжал я, а слетела шляпа. Такого быть не должно. Кажется, подобные ошибки уже набили оскомину, но в сочинениях выпускников их все еще предостаточно. Например, “Действительно, относясь к людям хорошо, рано или поздно, тебе начнут отвечать так же”.
Еще одна типичная ошибка — буква е на конце словосочетания “не обращать внимания”. Здесь требуется родительные падеж, поэтому на конце будет “я”.
Профильная математика
С профильной математикой все сложнее, чем с русским. Здесь и средний балл ниже, и подготовка к экзамену более основательная. При подсчете результатов 2021 года эксперты ФИПИ разделили учеников на сильную и слабую группы. В первой оказалось чуть больше 30% школьников, во второй, соответственно, — все остальные. Если с задачами из первой части справляются более-менее все, то ко второй части многие даже не притрагиваются. Итак, разберем основные ошибки, которые допускают ученики из обеих групп.
Задание 4 — единственное в ЕГЭ по математике, к которому даются формулы (речь идет о тригонометрии). Но даже имея их перед глазами, школьники допускают ошибки. Ученики из слабой группы, как правило, просто не умеют их применять. Это исправляется банальным нарешиванием — за месяц вполне возможно поднатаскаться. У сильных учеников обычно с этим заданием проблем нет, но иногда возникают ошибки в вычислениях. Поэтому надо быть очень внимательным, чтобы не споткнуться на ровном месте.
Следующее проблемное задание в первой части — шестое. Оно на понимание производной. Здесь ошибки возникают из-за того, что школьники невнимательно читают задачу и путают функцию с ее производной. Эта ошибка встречается в задании из года в год, начиная с 2010-го, когда оно впервые появилось в ЕГЭ. В данном случае одной тренировкой и нарешиванием не спасешься. Нужно фундаментально понять, что такое производная.
8-й номер — это текстовая задача. В сильной группе с ней справляются практически все (94%), а вот в слабой — всего 4,7%. В этом задании нужно сначала составить уравнение, а затем правильно интерпретировать результат. То есть записать в ответ именно то, что спрашивалось в задаче, а не то, что получилось в уравнении, как на радостях делают многие школьники. По сути в этих задачах нет ничего сверхъестественного, и их вполне можно освоить даже за месяц до экзамена.
Во второй части разброс между сильной и слабой группой еще выше. За многие задания учащиеся из слабой группы в принципе не берутся. Но кое-где они все же могут поднабрать баллов.
В 12 и 14 задании большое внимание следует уделить нахождению области допустимых значений — в нем зарыта половина решения.
В 14-м задании также нужно фундаментально изучить метод интервалов. Зачастую школьники, даже понимая суть метода, не могут грамотно описать последовательность своих действий. Они пытаются повторить решение по памяти или по аналогии с похожими примерами, которые решали раньше. А это приводит к грубым ошибкам.
15-е задание — это так называемая экономическая задача. Здесь есть два типа ошибок: неправильно составленная экономическая модель и ошибки в вычислениях. Причем в последние годы вычислительных ошибок гораздо больше. Поэтому при подготовке стоит решить эту задачу до конца, даже если уверены в правильности модели.
Расписание ЕГЭ-2022, когда и что сдаем в основной период
Основной период сдачи ЕГЭ продлится с 26 мая по 21 июня:
- 26 мая (четверг) – география, литература, химия;
- 30 и 31 мая (понедельник, вторник) – русский язык;
- 2 июня (четверг) – ЕГЭ по математике профильного уровня;
- 3 июня (пятница) – ЕГЭ по математике базового уровня;
- 6 июня (понедельник) – история, физика;
- 9 июня (четверг) – обществознание;
- 14 июня (вторник) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (за исключением раздела «Говорение») и биология;
- 16 и 17 июня (четверг, пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (раздел «Говорение»);
- 20 и 21 июня (понедельник, вторник) – информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).