День знаний — настоящий школьный праздник. Уже несколько лет он проходит по всей стране в одном формате: торжественная линейка и классный час. Никакой учебы и уроков! Кроме одного, самого главного — это Урок Мира. 1 сентября 2019 г учителям рекомендовано самим подбирать тему классного часа в рамках акции “Всероссийский Урок Мира”. Большинство учителей предпочитает традиционно обращаться к теме мира, дружбы, патриотизма.
О Дне знаний
Официально чествуемым праздником День знаний на территории нашего государства, разумеется, был не всегда. Начнем с того, что во времена царизма вообще зачастую не существовало единой даты, когда ученики всех классов от любых заведений приступали к занятиям.
В основном это объяснялось тем, что большинство гимназий, церковно-приходских школ и других образовательных формаций не имели единого органа контроля и управления – разве что совещательные попечительские советы и им подобные структуры, они обладали частным финансированием и, соответственно, находились, в большинстве своем, в церковной или дворянской, мануфактурной собственности. К тому же большую роль играло сильное разделение на сельские и городские школы, ведь в первых дети, активно помогающие родителям в сельскохозяйственных работах, не могли приступить к занятиям ранее чуть ли не начала зимы. В то время как в городе ребята по традиции начинали учиться в конце августа – середине октября.
Подобная мешанина сохранялась довольно долго и уже после прихода советской власти: вначале становления коммунистического строя попросту было не до нормальной организации школьного распорядка. Единственное, о чем озаботились в верхах – это чтобы абсолютно все дети восьми-десяти лет, без исключений, принимались в школы осенью в целях борьбы со всеобщей малограмотностью.
Конкретно дату 1 сентября за началом учебного года для всех учебных заведений Союза закрепили только в 1935 году после соответствующего постановления ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР. Интересно, что именно это число выбрали совершенно не зря. После Первой Мировой войны молодые социалисты Европы выступили с предложением каждый год в школах проводить Международный юношеский день с антивоенными акциями и уроками мира, и в 1932 году Коминтерн Молодежи предложил зафиксировать это ежегодное событие именно первым днем сентября.
Почти до самого начала Перестройки в Советском Союзе 1 сентября начиналось с торжественной линейки и урока мира, а затем у детей проводились обычные занятия по расписанию. Но, в 1984 году было властями принято решение закрепить за этим днем официальное название Дня знаний, и с тех пор, как правило, предметы в него не преподают, а внимание концентрируется сугубо на праздничных мероприятиях и воспитательно-информационной работе.
Что такое классный час?
Классный час – это гибкая форма коммуникации педагога и учеников, когда воспитанники вовлекаются в особою деятельность, которая формирует у них правильную систему отношений к окружающему пространству.
Классный час реализует следующие функции:
- Просветительскую: приобретение учениками новых знаний, не входящих в учебную программу.
- Ориентирующую: формирование позиции к разным явлениям окружающей действительности.
- Направляющую: применение полученных знаний в практической жизни.
- Формирующую: развитие привычки обдумывать свою жизнь, поведение, поступки, навык к плодотворному общению и аргументации собственного мнения.
Тематические уроки 1 сентября
Тематический классный час проходит во всех школах по поводу начала нового учебного года. 1 сентября, в День знаний в 2017-2018 учебном году, во всех школах страны прошёл тематический урок «Россия, устремленная в будущее».
В некоторых школах тему дает директор или секретарь. Если нет, то учитель обязан сам подобрать подходящую тему урока. Она может быть на такие темы:
- патриотическую;
- воспитательную;
- свободную.
Наиболее популярная патриотическая тема. Особенно в младших классах. Обычно на первом уроке 1 сентября говорят о значимости флага страны, гимне.
Что рассказать детям? О том, как важно жить в мире друг с другом и стараться избегать войны. Потому что мирное время – это возможность получения образования, счастливой жизни, создания семьи. Детям можно показать фотографии из тех точек мира, в которых в данное время идут военные действия. От битв государств страдают обычные люди и, конечно, дети.
Возраст школьников | Предлагаемые темы классного часа |
1 класс | «Знакомство с правилами и распорядком дня в школе «Заметки из истории и жизни учебного заведения» «Знаменитые выпускники» |
2 – 6 класс | «Как я провел каникулы» «Я талантлив» «Учеба и спорт» |
7 – 8 классы | «Я и закон» «Старшее поколение» «Здоровый образ жизни» |
9 класс | «Моя Родина» «Моя будущая профессия» |
10-11 классы | «Куда пойти учиться?» «Кто я в политике?» |
Учителя самых маленьких ребят ставят перед собой такие задачи:
- ознакомить детишек с понятиями «мир», «родина», «родной край», «патриотизм»;
- объяснить значение «белого голубя» как символа;
- трактовать цвета национального триколора.
Основная цель урока Мира – воспитание патриотизма и глубокой гордости за свою Родину в каждом школьнике.
Методические рекомендации
В помощь учителям выпускаются методические рекомендации. Например, московская “Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования” разработала методические рекомендации по организации и проведению Урока Мира.
Методичка дает не только подробные примеры того, как можно раскрыть тему мира в разных классах. В списке литературы и в электронных источниках учитель найдет полезные идеи для мероприятия. Из приложения можно взять пословицы и поговорки по теме, можно использовать список лауреатов Нобелевской премии мира, ведь 21 сентября празднуется Международный день мира.
Опыт коллег
Если нужен уже апробированный классный час, готовые разработки, то учителя могут воспользоваться опытом своих коллег. В сети есть множество ресурсов для публикации педагогических наработок. Не проблема найти подходящий сценарий классного часа на тему “Урок Мира”.
Есть даже видеоуроки, которые помогут заранее спрогнозировать реакцию учеников, выбрать самое интересное и избежать ошибок в проведении. Например:
Современное восприятие темы родителями и детьми
Чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, чем больше вокруг негатива, тем неоднозначнее становится реакция родителей и учеников на проблемы, затрагиваемые в школьной воспитательной работе.
Так, социологический опрос в крупной родительской группе ВКонтакте показал:
- 35% родителей за показ видео о ВОВ, Бесланской трагедии и т.п.;
- 12% против;
- 53% считают, что только в старших классах.
Современному учителю необходимо это учитывать при подготовке Урока Мира. Сцены смерти и насилия, тема межнациональных конфликтов, трактовка исторических событий — лучше заранее все согласовать с администрацией.
Форма проведения уроков Мира
Формы мероприятий обширны и обуславливаются возрастом учеников, их индивидуальными психологическими особенностями, опытом и выбором учителя.
Это могут быть:
- дискуссии;
- конкурсы;
- творческие формы занятий;
- игры;
- тренинги;
- весёлые старты;
- экскурсии.
Учителя во время тематических классных часов используют ряд методических приемов:
- интерактивную или игровую формы проведения урока;
- презентации;
- наглядные материалы.
Ответственность за организацию, подготовку, выполнение и результаты таких уроков несёт классный руководитель.