В течении последнего месяца отношения между Россией и Турцией резко обострились на фоне ситуации в Сирии, где в провинции Идлиб идут сильные бои между исламскими боевиками, поддерживаемыми Анкарой и правительственными войсками, на стороне которых стоит Москва. Эксперты дают различные прогнозы развития ситуации – от позитивных, подразумевающих урегулирование, до катастрофических, способных поставить мир на грань Третьей мировой войны.
Что происходит в Сирии сейчас, действия сил, поддерживаемых Россией и Турцией, карта боевых действий
На 28 февраля 2020 года в сирийской провинции Идлиб продолжались бои на двух главных направлениях. И если атаки протурецких боевиков под Саракибом окончились практически безрезультатно – части Сирийской арабской армии (САА) при поддержке российских ВКС удержали свои позиции, то обстановка в южном Идлибе меняется в пользу правительственных войск. Освободив несколько поселков и городов, сирийские войска приблизились к автомагистрали М-4.
Самое интересное, что эти боевые действия идут на фоне воинственной риторики турецкой стороны и, в частности, ее лидера Эрдогана. Очень часто эта риторика переходит в откровенные угрозы, но САА во взаимодействии с ВКС России продолжают процесс освобождения сирийской территории от исламских террористов. Так что никто особо не боится угроз турецкого лидера, которого в его армии уже открыто называют «султан».
Почему обострились отношения между Россией и Турцией на фоне событий в сирийском Идлибе
Обе стороны – и российская, и турецкая обвиняют друг друга в нарушении Сочинских договоренностей. Турки делают ударение на демилитаризованной зоне в Идлибе, что, мол, их «подопечным» была гарантирована неприкосновенность. Однако Москва на это совершенно резонно отвечает, что террористам, ежедневно обстреливающим сирийские города и села, никто подобного не обещал. Об этом напомнил глава российского МИД Сергей Лавров. Потому и началась операция САА в Идлибе – протурецкие боевики продолжали обстрелы и не хотели разблокировать автомагистрали, надеясь, что «и так сойдет». Не получилось, вот и продолжились боевые действия.
К тому же Эрдоган, похоже, действительно возомнил себя чуть ли не султаном Османской империи, пытаясь подчинить своей власти весь Ближний Восток, что вызвало определенную негативную реакцию в регионе. В частности, попытки захвата Ливии посредством помощи одной из сторон конфликта уже обходятся дорого турецкой стороне. А противник протурецких сил в Ливии, генерал Хафтар, по-прежнему находится в нескольких километрах от Триполи. Многие войны на Востоке длятся годами, а то и десятилетиями, и турецкий лидер это прекрасно знает.
Обострение отношений между Россией и Турцией: причем здесь Европа
Турецкий лидер Эрдоган хотел бы встретиться с Путиным в начале марта, однако не в том формате, который был ранее – Россия, Турция и Иран, его еще называют «триумвиратом», а с участием европейских лидеров – Макрона и Меркель. Обсуждать он собрался, в первую очередь, проблему так называемых «сирийских беженцев», а на самом деле исламских террористов и членов их семей. То есть налицо новая попытка турецкого лидера шантажировать Европу беженцами, ранее у него это неоднократно получалось. Кстати, ему на подобной встрече могут припомнить неоднократное открытое нарушение оружейного эмбарго по той же Ливии.
Однако Россия выступила категорически против такого формата, четко дав понять, что все вопросы можно решить в прежнем, трехстороннем формате. Но вот для турок это значит «потерять лицо». На Востоке очень любят и уважают силу, но это понимают и Асад с Путиным, так что Эрдоган должен быть готов к компромиссу. И все его реверансы в сторону НАТО к результату не приводят и не приведут – не хотят сытые европейцы воевать за амбиции новоявленного «султана». Тем более с Россией. Поэтому хорошо бы было, чтобы компромиссы все-таки состоялись. Иначе – война, которая может легко превратиться в Третью мировую.