Огромные потоки отдыхающих из Украины и России делают жизнь на полуострове невыносимой
На фото: отдыхающие на пляже в поселке Орджоникидзе, республика Крым (Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС)
Либеральные российские медиа вместе с братьями по крови из Украины привычно истерят, мол, быть сему месту пусту. Официальным цифрам никто не верит. Хотя факт, что море буквально парное и жара за +30 держится третью неделю. Кто хотел загореть — угорел донельзя, и патриоты сладострастно постят фотки забитых краснокожими телами пляжей Судака и Феодосии, куда ехать ближе всего от Крымского моста.
Парадокс, но характеристика сегодняшнего крымского туриста лучше всего видна по грустной статистике МЧС. Вот сообщение «КРЫМ-СПАСа» с плато Ай-Петри. 30-летняя жительница Уфы совершала одиночный поход до скального массива Ильяс-Кая. В районе вершины Ат-Баш уронила рюкзак в пропасть. Решила достать вещи, оступилась и покатилась вниз сама. Уроженка Башкирии чудом спаслась, зацепившись за дерево.
Две туристки из Тобольска, 1972 и 1968 годов рождения, заблудились в лесу у села Кипарисное. Поздним вечером пошли «короткой дорогой» к алуштинскому санаторию «Утес». Гостьи из Тюменской области были сильно удивлены, что навигатор тут не действует. В темноте сбились с маршрута и потеряли ориентиры.
Рисковые дамы остались живы, но как жаль 17-летнего мальчика из Мурманска, погибшего возле села Рыбачье. Он тренировался в горах вместе с другими биатлонистами Мурманской областной спортивной школы олимпийского резерва по зимним видам спорта. Полуденная пробежка по раскаленной тропе Южнобережья оказалась для юного северянина смертельной.
Еще одна трагедия минувшей недели — пропал без вести 47-летний дайвер Дмитрий Осипов. Сам родом из Сыктывкара, жил в Екатеринбурге. В Крыму нырял за рапанами у мыса Тарханкут. Сильный, подготовленный, прошедший множество экстремальных ситуаций. Друзья и родные не верят в худшее. Родная сестра Екатерина Батагова обратилась за помощью в консульство Украины, Турции и Болгарии, надеясь, что брата вынесет к их берегам. Увы, никакой помощи там не обещали.
Итак, если отринуть печальные подробности, становится ясна география сезона-2019. На крымских берегах собралась практически вся Россия, от Сибири до Баренцева моря. Причем главная фишка — многие видят солнечный полуостров впервые. Четверть века подряд упорно забывали про чудесную Тавриду, превращенную в украинское захолустье. Шарм-эль-Шейх стал ближе и родней. И вот дорогие россияне возвращаются в #КрымНаш, удивленно подняв брови.
Где «Дикси», «Магниты» и прочие «Пятерочки» с «Перекрестком»? Ладно бы Москва и Питер, но даже в самых глухих углах Брянщины трудно найти райцентр, где не было бы пары-тройки привычных сетевых супермаркетов. А тут привычных сетей нет вообще. Везде какие-то стремные магазинчики, причем большинство с украинскими и крымско-татарскими хозяевами. На стеклянных дверях желто-голубые самоклейки «Об’єкт під охороною», словно мы где-нибудь в Гуляй-Поле.
Небывалым праздником стал июньский заход в Севастополь относительно небольшой российской сети. Всего один гипермаркет на Камышовом шоссе, а шуму было выше облаков. Фирмачи из Кубани забрали крымские маркеты дешевой украинской сети «АТБ», переименовали в «ПУД» — и на этом баста. Почти смешная подробность: на материке покупатели привыкли, когда на чеках округляется сумма к оплате. То есть, мелочь минусуется и становится скидкой. Строчка в чеке «Ваша выгода составила…» типа греет душу. Зато в Крыму наоборот, никаких скидок и округлений в пользу клиента. Скидочные карты — нечто из области фантастики. Всю мелочь кассиры берут себе. Причем громко обижаются, когда требуешь сдачи.
Точно так же не найти отделений «Сбербанка» и прочих федеральных банковских структур. Вместо отделений Почты России действует странная Почта Крыма. Понятно, виной всему санкции, но сам факт напрягает.
«Очень хорошая новость!» — парадоксально прокомментировали на полуострове недавнюю информацию о том, что российским полицейским разрешили выезжать в Турцию и Таиланд. Нетрудно предположить, что теперь многие стражи порядка откажутся от вынужденного и слишком дорогого отдыха в Крыму. С нынешнего июня для отечественных «ментов» вновь открыты Тай и турецкие курорты. Как говорится, бери Наталию, езжай в Анталию. Напомним, соответствующее распоряжение издал глава МВД Владимир Колокольцев. Отпуск за границей сотрудникам силовых ведомств РФ, в том числе полицейским, запретили еще в 2014 году. Был опубликован список из «нерекомендованных» 116 стран. Потом в список вносились послабления и полиции разрешили посещать страны СНГ, Китай, Кубу, Вьетнам. Только какая Куба для участкового уполномоченного из Торжка? Зато более-менее дешевые Турция и Таиланд оставались под начальственным табу.
Отныне ограничения отменены. Сразу после Дня России министр Колокольцев сделал отличный подарок своим бойцам. Заслужили компенсацию, выдержав столичный хайп с журналистом, наркотой, митингами и задержаниями. А ведь иначе вновь пришлось бы тащиться куда-нибудь в Анапу или хуже того — в крымский беспредел, где авиабилет в один конец стоит больше, чем перелет до аэропорта Газипаша–Аланья и обратно для всей семьи.
«За нынешний сезон Крым примет 7,5 млн курортников!» — беспрерывно твердят глава РК Сергей Аксенов, республиканский министр курортов Вадим Волченко, председатель парламентского комитета по туризму Алексей Черняк. Именно такое обещание громко прозвучало на Петербургском экономическом форуме перед Владимиром Путиным. Чиновные VIP-ы словом не обмолвились, что добрую треть ожидаемого потока отдыхающих составляют силовики и аппаратчики, вынужденно выбирающие полуостров. За кордон им нельзя, приходится осваивать Ялту и окрестности. До сих пор в памяти семья воронежского майора ГИБДД на пляже Любимовка под Севастополем. Солидный папа надувает матрац, недовольная мама уперла руки в боки, а малыш размахивает игрушечным полосатым жезлом.
Готов спорить на ящик новосветовского брюта, нынешним летом славное семейство окажется далеко от севастопольских берегов. Причем осуждать майора никак не берусь. Задача сделать Крым конкурентоспособным с Турцией и Таиландом не решена до сих пор. Более того, если оценивать ситуацию откровенно, без начальственных реляций — ближайшие год-два здесь жизненно необходимо приостановить туристический поток.
Причин много, выделим основные. Соцсети подсказывают грубые, однако честные ответы:
— Крымская сфера обслуживания совсем оборзела! Никакого естественного отбора не произошло, осталось будто при украх, даже хуже. Пользуются валом отдыхающих, которым некуда деваться, дерут три цены, смотрят на приезжих как на быдло, типа люди им должны, а не они должны обслуживать людей…
— Знаете, как называют трассу «Таврида»? Ее называют «Ставрида», и это еще по-доброму. Дороги по факту нет, есть 250 км стройплощадки с бесконечными грузовиками, тянучкой и жуткими ДТП на беспрерывной двухполоске. Обгоны лоб в лоб, смерть каждый день. Такое будет до декабря 2020-го, когда трассу откроют. А пока даже старая трасса лучше.
— Уму непостижимо — ночь в трехзвездочной гостинице Алушты в три раза дороже, чем в турецкой Аланье. Ялта, цена номера «три звезды» на 38% выше, чем в итальянском Римини. Да пусть они лапу сосут без клиентов…
Получается, решение министра Колокольцева выпустить полицейских за кордон — действительно хорошая новость для Крыма. Заметное снижение количества отдыхающих хоть как-то стимулирует перемены в курортном секторе. Блогеры правы — выжить должны лишь те, кто предлагает услуги качественные и приемлемые по цене. Это жестко, однако справедливо, иначе деградация продолжится.
Ровно десять лет назад Большая Ялта пережила «украинский рекорд» по привлечению туристов. Результатом стала колоссально возросшая нагрузка на городскую инфраструктуру. На коммунальную сферу обрушилась настоящая катастрофа, последствия которой ощущаются по сей день. Качественно и достойно принять семь миллионов гостей сегодняшний Крым не сможет.
Тем более, с севера стремительно накатывает «небратский» поток. Как мы уже рассказывали, за май приграничные КПП между Херсонской областью и Крымом пересекли 198 тысяч человек и 32 тысячи транспортных средств. «Это на 40% больше, чем в апреле», — сильно огорчались украинские власти. Украинцы устроили на «оккупированном полуострове» рекордные майские каникулы, а ровно через месяц вновь выстроились в километровых очередях у границы. Добравшись до Южнобережья, активно постят фото и комменты. После избрания Зеленского вдруг оказалось, что крымский отдых не является зрадой — ведь пан президент сам владеет шикарным пентхаузом у Императорского дворца Ливадии. Естественно, великие укры зубоскалят по поводу пляжных заборов, «каких нет в Европе», находят дыры в асфальте и жалуются на новые крымские цены. Однако в целом признают, что «многое изменилось к лучшему».
Сегодня гости из-за Перекопа прут с такой силой, что на приграничных КПП вынуждены ввести реверсное оформление. То есть, въезжающих граждан Украины приходится пропускать даже на полосах, предназначенных для выезда с полуострова. Из-за небывалого наплыва людей, пересекающих крымско-украинский кордон, задействованы все имеющиеся транспортные и пешеходные направления. А что будет к августу?
Еще весной крымские пограничники прогнозировали, что ежесуточный поток украинцев увеличится до 6−7 тысяч человек. Транспортных средств ожидалось до 600−700 единиц в сутки. Июньский аншлаг шокирует. Каждый день оформляют около 11 тысяч человек и до 1,5 тысячи машин. В два раза больше ожидаемого максимума! Это средний показатель, а по выходным цифра еще выше.
Почему-то не желают украинские курортники отдыхать под Одессой или на собственной Херсонщине, которую все пять последних лет обещали сделать «украинским Майами». На деле там вышла очередная «обицянка-цяцянка», от которой с души воротит. Многие приличные люди отказываются от украинского Причерноморья и азовского побережья еще и потому, что сюда активно устремились выходцы из западных и центральных регионов самостийной державы. «Рагули”-западенцы везут с собой картошку, самогон, лук и сало, чтобы не платить в кафе и забегаловках. Экономят на пляжных туалетах, справляя нужду прямо на месте, много пьют и еще больше шумят. Отпуск рядом с подобными персонажами превращается в сущий кошмар. Реальная жизнь доказала, что отдых в «аннексированном Крыму», на пляжах той же Алушты и Евпатории — куда как лучше. Причем по всем параметрам, а разница в ценах вполне компенсируется чеками на российский бензин, чистотой и порядком крымских городов.
Еще немного статистики. За 2018-й из Украины в Крым прибыло чуть больше миллиона человек. Если нынешние темпы увеличения турпотока сохранятся, украинцы гарантированно преодолеют планку в 2 млн. Хотя если оценивать ситуацию объективно, далеко не каждому украинскому визитеру нужен пляжный шезлонг. Десяткам тысяч добродиев нужны гроши. Оперативники Управления ФСБ по Крыму и Севастополю накрыли крупную структуру, помогавшую мигрантам получить разрешение на проживание и работу в РФ. Крайне интересным оказался список лиц, пользовавшихся ее услугами.
«Незаконную деятельность сотрудники фирмы вели в Севастополе на протяжении длительного времени. Их основными клиентами были иностранные граждане, которые прибывали в регион на строительные работы», — говорится в сообщении ведомства. ФСБ могла быть конкретней, ведь подобных контор много в мегаполисах России. На материке к таким дельцам-посредникам прежде всего обращаются приезжие из Средней Азии. Совсем иной расклад на земле «города русских моряков». Здесь, да и по всему Крыму, место классических Джамшута и Равшана заняли граждане Украины.
Узбеки тоже есть — их словно рабов везут с прежних мест сталинской депортации разбогатевшие под «путинской оккупацией» крымско-татарские предприниматели. Но подавляющее большинство крымских гастарбайтеров все-таки составляют украинцы.
Казалось, представителями «братского восточно-славянского народа» достаточно легко сдать экзамены по русской словесности, истории и основным российским законам. Посидел в сети, полистал книжки и готов. Не тут-то было! Кидать бетон и день напролет стоять на карачках, выкладывая плитку — дело молодых. За три десятилетия незалежности средняя школа Украины достигла грандиозных успехов в дерусификации национального образования. Поколения 20−30-летних «цэевропейцев», особенно из западных регионов, по поводу русского языка и литературы отвечают одно — «не володіємо». Их разговорная речь не годится для элементарных экзаменационных норм. Даже прежний русско-украинский суржик для многих кажется недостижимой способностью. Не говоря уже об элементарных тестах по российской истории и законодательству. Тут вообще глухо, как в свином хлеву. И чтобы получить разрешительные документы на проживание и вожделенную работу в Крыму, приходится обращаться к «левым» фирмачам.
Характерная деталь. Ради чистого любопытства последнюю группу укро-клиентов проверили на знание польского и английского языка. О литературе Польши и Великобритании не интересовались, чтобы проверка не стала откровенным издевательством. Знание Рolski и English оказалось примерно на том же уровне.
Источник Svpressa.ru