Дистанционный режим работы в условиях чрезвычайных ситуаций показал свою эффективность. Большинство российских организаций перешли на удаленный режим, что позволило сохранить здоровье сотрудников и поддержать на плаву бизнес. Работа в удаленном режиме требует законодательного урегулирования в интересах как сотрудников, так и работодателей.
Первые месяцы дистанционной работы выявили ряд проблем, связанных с отсутствием норм и правил такой организации труда. Трудовой кодекс в этом отношении устарел. Группа депутатов Государственной Думы разработала и вынесла на обсуждение новый законопроект о дистанционной работе. Его планируют рассмотреть в ближайшее время. А сейчас идет активное обсуждение проекта с целью внесения изменений и поправок.
Главная цель нового закона – установить нормы рабочего и свободного времени сотрудников на удалении, дать четкие правила для работодателей и работников, которые позволят эффективно использовать дистанционный режим в сочетании с обычным.
Российские работодатели не имели опыта организации такой деятельности, что привело к появлению грустной шутки: «Работать из дома не только удобно, но и круглосуточно». Привычка работать в авральном режиме перешла в виртуальное пространство: работники должны быть на связи постоянно, выполнять срочные задания в любое время, рабочий день стал ненормированным.
Западные фирмы давно уже практикуют удаленную работу, поэтому у них установлено правило: нельзя беспокоить работников в выходные дни и в нерабочее время. Кроме этого, все условия удаленной работы четко оговорены в контракте каждого сотрудника. В России все договоренности об удаленной работе до сих пор носят устный характер.
Опыт дистанционной работы показал достаточно низкую техническую оснащенность работников, поэтому многие фирмы стараются исправить это положение: устанавливают необходимое программное обеспечение, предоставляют работникам дополнительную компьютерную, фото и видеотехнику, обеспечивают безопасные соединения в сети. Лучше всего оказались подготовлены к полному переходу на удаленную работу IT-компании.
Положительными в дистанционном режиме являются такие факторы:
- экономятся средства на аренде больших офисов;
- работники не тратят время и деньги на дорогу на работу и обратно;
- исключаются конфликты в коллективе;
- легко контролировать каждого работника;
- связь с начальством прямая и быстрая;
- перевод документооборота в электронную форму, что удобно и позволяет принимать решения оперативно.
К отрицательным моментам можно отнести:
- отсутствие неформального общения между коллегами;
- нахождение работника в статическом положении целый день пагубно влияет на здоровье;
- нарушаются устойчивые связи в сфере бизнеса;
- более половины работников больших компьютерных компаний чувствуют себя одинокими, это может приводить к стрессам и увольнениям.
Новый закон должен учесть все особенности дистанционного режима работы и адаптировать его к нуждам различных организаций.