Дискриминация русского языка в Узбекистане переходит на новый уровень. Власти страны рассмотрят законопроект, который запретит использование этого языка в делопроизводстве, а бороться с русским языком будут путем введения баснословных штрафов. Делается это якобы с целью спасти узбекский язык. Уже достаточно давно местные власти ведут подобную политику.
Законопроект о запрете русского языка в Узбекистане
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев планирует посетить с визитом Москву в июне 2020-го года. На повестку дня встречи с Владимиром Путиным может стать трудовая миграция. Сотни тысяч выходцев из Узбекистана сейчас работают в этой стране. В период карантина они остались практически без средств для существования. При этом официальный Ташкент не принимает их назад.
Некоторое время назад российская сторона оплатила полет на самолете около сотни нелегально работающих жителей Узбекистан, но отправить домой их не получалось. Для этих людей на родине нет работы. Если они будут массово возвращаться, то в Узбекистане будет расти социальное напряжение. При этом сейчас здесь усиливается и давление на русский язык. Появился законопроект, согласно которому делопроизводство на русском языке может оказаться под запретом.
При этом сейчас и для русских ужесточаются условия пребывания в Узбекистане. В столице этой страны снимаются вывески, написанные на русском языке. Если документ о запрете ведения документации на русском языке вступит в силу, то тех, кто откажется работать на узбекском языке начнут штрафовать.
Почему хотят запретить русский язык в Узбекистане
Штрафы за использование русского языка планируют сделать достаточно крупными: в размере от 2 до 5 базовой расчетной величины (БРВ) – 446 тыс. сумов — 1,1 млн сумов, а это порядка 46 — 110 долларов США. Учитывая, что одна семья живет в Узбекистане примерно на 100 долларов США в месяц эта сумма действительно огромная. Все это желается для вытеснения русскоговорящего меньшинства из госорганов.
На госпортале СОВАЗ 25 апреля был размещен соответствующий документ. Одним из аргументов в пользу того, чтобы убрать русский язык из делопроизводства, является то, что якобы снижается уважение и внимание к государственному языку.
Таким образом запрет русского языка позиционируется, как спасение узбекского. При этом разработчики законопроекта считают, что поможет в этом введение соответствующего строгого наказания. Почерпнута эта мера из опыта иных стран: Таджикистана и Балтики.
Отношение к законопроекту о запрете русского языка жителей Узбекистана
После появления нового законопроекта страна разделилась на 2 лагеря. Одни — за, другие — против. Те, кто против, считают, что это дискриминация. При этом большая часть противников представители интеллегенции.
Иная половина, в дискуссиях часто обзывают русских завоевателями, оккупантами. При этом никто не принимает во внимание то, что в течение последнего тысячелетия сюда приходили и персы, монголы, арабы, тюрки. И на территории страны очень много этнических групп. Стоит отметить, что возникший в Узбекистане языковой конфликт могут использовать исламистские образования и враждебные державы. Не мало аналитиков говорят о том, что Узбекестану следует делать ставку на многоязычие в стране.
Учитывая, что русский язык пришел на территорию Узбекистана еще в середине 19 века, то он оказал огромное влияние на местное наречие. Благодаря ему узбекский язык пополнился огромным количеством терминов. Русский язык является во многих семьях страны первым языком для общения. Многие люди подчерпывают информацию и новости именно с русскоязычных ресурсов.
Когда началось движение против русского языка в Узбекистане
Ситуация в стране обострилась после смерти бывшего президента Ислама Каримов. В 2016 году во главе Узбекистана стал бывший ранее премьер-министром Шавкат Мирзиёев. Он начал постепенно, незаметно вытеснять русских.
При этом делается это в ситуации, когда местному населению работать негде, разве что в России. А они испытывают серьезные проблемы с адаптацией в виду проблем со знанием русского языка. В соседних с Узбекистаном Казахстане и Кыргызстане русский язык является вторым государственным языком, но в то же время Ташкент упорно отрицает необходимость этого.
Стоит отметить, что до 1996-го года русский и был официальным языком, тогда как узбекский — государственным. Они были практически равны по статусу. Изменил ситуацию Ислам Каримов. Борис Ельцин тогда никак не среагировал на это.
При этом и сейчас это язык широко распространен. Работает большое количество русскоязычных школ. Они составляют примерно 10% от общего числа школ. Неоднократно слышаться призывы его сделать государственным, но они остаются без внимания.
Возможно во время встречи Шавката Мирзиёев с Владимиром Путиным будет поднят вопрос, касающийся дискриминации русскоязычного населения Узбекистана, и в рамках стратегического сотрудничества, его власти перестанут борьбу с русским языком.