С каждым годом экзаменационная полоса препятствий для школьников становится все сложнее! Если когда-то достаточно было сдать ОГЭ, а затем выйти на финишную прямую и разобраться с ЕГЭ в конце одиннадцатого класса, то теперь приходится уделять время такому испытанию, как ВПР. Но и это показалось Министерству образования недостаточной мерой. Теперь, прежде чем сдать госэкзамены, требуется получить к ним допуск! В девятом классе таким «пропускным» зачетом является собеседование по русскому языку.
Глава ФИПИ Оксана Решетникова отметила, что для успешной сдачи собеседования дети должны не просто поболтать с комиссией «для галочки», но и показать, что они способны вести диалог, защищать свою точку зрения и коммуницировать с социумом. Тренировочные мероприятия были проведены ещё в 2017 году, а опробовали эту инициативу в ноябре 2018-го. Уже имеются некоторые слухи о том, какой будет процедура собеседований в 2019-2020 учебном году. Давайте во всем разберемся и узнаем, как подготовиться к такому испытанию!
Демонстрационный вариант устного собеседования
Что такое итоговое собеседование для 9 класса?
Итак, чтобы получить допуск к сдаче ОГЭ, девятикласснику необходимо показать свои навыки в области языкознания. По сути, это предварительный экзаменационный этап, который вынуждает применять изученные правила в ходе устного общения. Кстати, испытать себя придётся не только обычным ученикам, но и тем, кто обучается экстерном. Без успешного прохождения этого этапа такой учащийся не будет допущен к ОГЭ. Само собеседование проводится в школе, где учится ребёнок, без выезда в другое учебное заведение.
Данная инициатива была разработана после утверждения Концепции преподавания русского языка и литературы. Причиной такого нововведения стала активная критика тестирования как адекватного способа оценки уровня знания и владения русским языком. Упор в собеседовании сделали именно на оценивание живой речи учеников, а потому подготовка и сдача проводятся в сжатое время.
В среднем один человек проходит процедуру за 15 минут. Весь процесс записывается на диктофон. Итоговая оценка по собеседованию ставится без разбалловки – в формате «зачёт»/«незачёт». Положительного результата можно достичь, набрав как минимум 10 баллов. Максимальный возможный балл – 19.
Виды заданий в билете
Всего нужно выполнить 4 задания. Первое – чтение текста вслух. Материал специально подобран так, чтобы проверить, овладел ли молодой человек орфоэпическими нормами, расстановкой ударений и корректными интонационными навыками. Второе (и самое сложное) – пересказ текста с включением цитаты. Ученику потребуется не только правильно передать основную суть материала, но и сослаться на цитату, представленную в задании. Цитата проистекает из первого задания и дополняет собой представленный материал.
Третья часть билета – применение монологических высказываний. Суть в следующем: на выбор школьнику даётся три варианта – описание, рассуждение и повествование. В зависимости от этого меняется задание:
- Описание подразумевает устный обзор показанного изображения.
- Рассуждение предполагает дачу ответа на поставленный вопрос.
- Повествование же ведётся самим учеником. Его задача – рассказать что-либо, опираясь на предоставленный материал.
Под выданным ученику «исходником» расположены критерии, на которые нужно обратить внимание при подготовке монолога. К примеру, в случае с фотографией требуется описать:
- кто изображён на снимке;
- чем заняты люди;
- какие у них выражения лица и т.п.
Школьник должен составить речь, насчитывающую не мене 10 фраз. Загвоздка в том, что сами фразы являются фонетическими единицами, не всегда равными предложению. Поэтому эксперт будет обращать внимание не только на их количество, но и на смысловую нагрузку, заложенную буквально в каждое слово.
Четвёртое (и последнее) задание – диалог с экзаменатором. В ходе общения девятикласснику предстоит проявить умение вести дискуссию, отвечать на вопросы, формулировать мысли и в доступной форме доносить их до оппонента. Задания сдаются поочерёдно, для дачи ответа на каждое из них выделено 2 минуты. Все задания будут содержаться в выданном школьнику КИМе.
Новости и слухи о возможных изменениях
ФИПИ совместно с Рособрнадзором уже составляют рекомендации по подготовке к собеседованию в 2020 году. К сожалению, на какие-то точные данные пока можно не рассчитывать – с каждым сезоном в контрольно-измерительных материалах всплывают все новые подвохи, которые стараются вовремя отслеживать и дорабатывать по мере необходимости. Следовательно, до 2019-2020 учебного года КИМы еще могут кардинально поменяться. Ну а пока педагоги будут проводить подготовительные занятия по таким дисциплинам:
- выразительное чтение;
- пересказ текста;
- монолог;
- диалог.
По итогам апробации было установлено, что проще всего обучающимся сдавать чтение текста вслух и ведение диалога. Зато работе с монологами и пересказами при подготовке следует уделить максимум внимания. Как правило, именно эти задания становятся причиной снятия баллов на собеседовании.
На заметку! До сих пор не установлено, что следует делать родителям, если у ребёнка есть отклонения, не позволяющие ему сдать устный экзамен (например, заикание, аутизм и т.п.). Решать данный вопрос нужно в индивидуальном порядке, подав обращение в местные отделения Рособрнадзора. Обычно для таких детей не только увеличивают время собеседования, но меняют дату его проведения и состав заданий.
Примерные даты проведения собеседований
В 2018-2019 учебном году собеседование будет проходить в следующие даты:
- 13 февраля;
- 13 марта;
- 6 мая.
Дни проведения экзаменов не зависят от региона проживания обучающегося. Те школьники, которые не успели пройти мероприятие 13 февраля (или получили «незачёт»), должны будут явиться 13 марта или 6 мая. Увы, даты проведения собеседований в 2020-м учебном году неизвестны – их утвердят не раньше сентября 2019 года. Скорее всего, основные и резервные даты для прохождения испытания будут выбраны в тех же временных промежутках – т.е. сдавать его начнут в середине февраля, а закончат в начале мая, перед стартом ОГЭ.
Как подготовиться к итоговому собеседованию?
Поскольку все задания завязаны на живом и спонтанном общении, то тренировать следует именно этот аспект. Удобнее это делать в паре – вторым человеком может стать один из родителей или одноклассник, с которым вы будете практиковаться. Чтобы выполнить задания, в ходе которых нужно своими словами описать предмет или передать суть произошедшего события (явления), лучше подготовиться именно к ведению монолога. В ходе собеседования специалист будет обращать внимание на то, как девятиклассник:
- выстраивает свои мысли в стройный ряд, а затем – делает выводы;
- отстаивает собственную позицию, передаёт фактическое содержание прочитанного текста;
- составляет сложные предложения без использования сленга и просторечий;
- заменяет исходные слова синонимами;
- использует интонацию при пересказе текста (кроме того, будет отмечено, соответствует ли она пунктуационному оформлению в «исходнике»);
- описывает представленный материал, передавая информацию.
Эксперт должен убедиться, что речь у школьника правильно поставлена и достаточно богата. Именно потому не повредит практика – только постоянная работа с монологами, а также ведение диалогов с человеком, не употребляющим молодежный или профессиональный сленг, позволит очистить свою речь от «шелухи», «эканья» и прочих раздражающих привычек.
Для первого задания обычно берут биографию исторической личности (отечественного государственного деятеля, учёного и т.п.), которую нужно прочитать с выражением. Предоставляемый на собеседовании текст насчитывает порядка 170 слов. Для тренировки можно использовать исторические справки, отслеживая интонацию и правильную расстановку пауз при прочтении. На досуге следует полистать справочники и запомнить как можно больше правильных ударений в словах, чтобы не испытывать сложностей на собеседовании.
При подготовке ко второму заданию за основу можно взять текст, прочитанный ранее, отыскав в интернете или учебниках высказывание, описывающее деятельность или достижения рассмотренной личности. Главная задача – в краткой форме передать суть текста и в точности воспроизвести цитату, включив её в подходящее по смыслу место в ходе пересказа. Если в тексте даны точные даты, можно передать её обобщённо (скажем, «в 2000-х годах», «в конце XIX века» и т.п.). Такой подход не считается фактической ошибкой.
За 2 минуты, которые даны на подготовку к заданию, нужно выписать самые важные детали:
- имена и фамилии;
- сложные или незнакомые слова;
- наименования мест, населённых пунктов;
- числа.
Для получения максимального балла в третьем задании нужно заранее выбрать, к какому их трех вариантов работы вы будете готовиться. Ну а последнее задание требует умения поддерживать диалог; просто разговаривать на отвлечённые темы для подготовки будет недостаточно. Чтобы обсуждение было максимально приближено к тому, что вас ждёт на собеседовании, нужно готовиться вместе с партнёром, заранее выбирая конкретную тему дискуссии.