Обломки польского Ту-154. Фото commons.wikimedia.org
Генеральная прокуратура Польши направила в суд ходатайство об аресте троих авиадиспетчеров, дежуривших в аэропорту Смоленск-Северный во время крушения самолета с польским президентом Лехом Качиньским в 2010 году. Об этом сообщает «Польское радио» со ссылкой на пресс-секретаря прокуратуры Эву Бялик.
Она заявила, что россиян обвиняют в умышленном провоцировании авиакатастрофы, повлекшей гибель почти 100 человек. В случае удовлетворения судом ходатайства диспетчеры будут объявлены в международный розыск с последующим требованием выдачи Польше.
Сразу после катастрофы в Польше была создана государственная комиссия по расследованию причин произошедшего под руководством министра внутренних дел Ежи Миллера. Она пришла к выводу, что самолет при снижении зацепился крылом за толстую березу, потерял управление, перевернулся, столкнулся с землей и загорелся.
Согласно версии Межгосударственного авиационного комитета, причинами крушения стали решение польского экипажа не уходить на запасной аэродром в плохих погодных условиях, а также недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
В 2015 году в Польше начала работу другая комиссия, которой руководит бывший глава Минобороны страны, член партии “Право и справедливость” Антоний Мацеревич. Она объявила, что крушение было устроено преднамеренно, а на борту самолета произошло два взрыва. Как утверждается, взрывчатка была заложена, когда Ту-154 проходил ремонт в России.
Комиссия Мацеревича обвинила находившуюся в 2010 году у власти партию “Гражданская платформа” в том, что тогда решено было скрыть правду о катастрофе, чтобы не злить Москву.
10 апреля 2010 года польский Ту-154 разбился близ Смоленска. В результате катастрофы погибли 96 человек, в числе которых президент Польши Лех Качиньский, его супруга, высшее командование страны и представители политических партий. Спустя 10 лет произошедшее остается предметом разногласий в польском обществе. Более 40% поляков уверены или не исключают, что к крушению причастны российские власти. Остальные склонны верить в версию об ошибке пилотов и плохих погодных условиях.