Порядок проверки электронной подписи необходимо знать всем современным субъектам предпринимательской деятельности. Ведение бизнеса, оформление документов и осуществление платежей на инновационном уровне требует использования новых форм работы, одной из которых является электронная подпись.
Что такое электронная подпись
Электронная подпись – это специальным образом преобразованная личная подпись гражданина, предназначенная для работы с документами в электронном виде.
Применение электронной подписи позволяет в кратчайшее время выполнить такие операции:
- заверить документы;
- подтвердить подлинность документов;
- установить авторство текстов;
- заполнить любые заявления в государственные структуры в режиме онлайн;
- провести все операции по обмену личными данными в максимально безопасном режиме.
При использовании электронной подписи обеспечивается сохранность информации и защита данных от возможной подделки.
Электронные подписи бывают таких видов:
- простая;
- усиленная (неквалифицированная и квалифицированная).
Простая подпись формируется из простых кодов и паролей, используется для подтверждения документов.
Усиленная неквалифицированная подпись создается с помощью специального ключа. Она позволяет отслеживать вносимые в документы изменения и идентифицировать владельца.
Усиленная квалифицированная подпись имеет аналогичные характеристики, но выдается только спецслужбами.
По закону РФ электронная подпись имеет юридическую силу при соблюдении таких условий:
- имеется сертификат ключа;
- подлинность электронной подписи подтверждена;
- она используется в соответствии с сертификатом, выданным пользователю.
Как проверить электронную подпись
Подлинность электронной подписи подтверждается сертификатом, который может быть в бумажном или электронном виде выдан владельцу. Сертификат определяет право владельца на ключ к подписи.
Ключи бывают:
- открытыми;
- закрытыми.
Они связаны математическим соотношением. Оба ключа представляют собой уникальную последовательность символов. Закрытый доступен только владельцу, открытый – всем пользователям сети. Открытый ключ позволяет установить владельца подписи, но не дает доступа к секретному закрытому ключу.
Закон содержит 16 положений, четко определяющих обстоятельства и возможность выдачи сертификатов на электронную подпись, порядок обмена информацией в случае ее заверения в электронном виде, условия подписания договоров с помощью электронной подписи. Проверка подлинности подписи проводится специальными программами информационной системы центра выдачи сертификатов. Право выдавать сертификат на электронную подпись имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, уполномоченные федеральным органом.