В период пандемии одной из самых обсуждаемых в сети тем стало дистанционное обучение, его плюсы и минусы, влияние на качество образования, на здоровье детей, на психическое состояние педагогов. После возвращения школьников за парты стали сказываться последствия дистанционного формата обучения.
Самыми первыми результатами стали:
- снижение успеваемости учащихся;
- выявление больших пробелов в усвоении пройденного материала;
- большое количество низких оценок;
- нежелание детей идти в школу, отсутствие мотивации к учебе;
- избыточное количество контрольных, самостоятельных и прочих проверочных работ по отношению к обычному уроку с объяснением материала;
- раздражительность учителей;
- отсутствие взаимопонимания между родителями и педагогами.
Это только верхушка айсберга. Психологи анализируют результаты дистанта и выносят заключение: почти треть педагогов подвержена профессиональному выгоранию – серьезному расстройству деятельности учителя. Особенно подвержены этому молодые педагоги, которые надорвались, проводя дистанционные занятия круглые сутки, стараясь как можно больше дать своим ученикам.
Новая форма подачи знаний утомила учителей, большая нагрузка не может пройти бесследно, тем более, что не все родители могут заниматься с детьми, уделять достаточно времени контролю выполнения заданий учителя. Вследствие этого возникли пробелы в знаниях, учителя это видят и не могут быстро преодолеть. Родители недовольны, дети отказываются интенсивно наверстывать потерянное. Психическое состояние учителя ухудшается.
Для преодоления этого явления есть проверенные методы, которые необходимо применить руководству учебных заведений:
- снизить нагрузку на учителей;
- улучшить моральный климат в коллективе;
- организовать для каждого учителя удобное рабочее место;
- позволить учителям нормально отдыхать, не инициировать сверхурочные занятия;
- больше организовывать внеклассных мероприятий, спортивных игр, концертов, вечеров отдыха.
Профессиональное выгорание может привести к оттоку кадров из школы, где и так недостаточное количество учителей.