Религия отделена от государства. А от государственных школ?

Религия отделена от государства. А от государственных школ?

На прошлой неделе РПЦ призвала Минпросвещения включить преподавание основ традиционных религий в новый образовательный стандарт (ФГОС).

С соответствующим заявлением выступил Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ. В отделе обратили внимание на то, что в опубликованном проекте нового ФГОС для начальной школы в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) предусмотрено преподавание лишь основ светской этики или мировых религиозных культур. 4 модуля — основы православия, ислама, буддизма и иудаизма — из стандарта исключены. В 5-9-х классах преподавание религиозных культур по выбору семьи не предусмотрено.

В РПЦ это расценили как попытку ликвидировать возможность воспитания детей в государственных школах «с учетом мировоззренческих и культурных потребностей семьи». Впрочем, апелляция к обобщенной, абстрактной семье не выглядит убедительной. Напоминает выступления некоторых депутатов, любящих заявлять, что «народ нас не поймет».

Истинная тревога деятелей РПЦ вполне понятна.

«В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать, церковное понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от 5 до 12 миллионов человек», — утверждает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев. — Фактически имеется «существенный зазор» между теми, кто считает себя православными «по самоидентификации», и теми, кто, в частности, соблюдает посты, ходит в церковь и причащается».

Церковь изо всех сил пытается этот «зазор» уменьшить. Воздействует на младших школьников, чтобы «завербовать» их в качестве будущих прихожан. Известно ведь, что детские умы особенно восприимчивы, податливы.

Курс ОРКСЭ, как известно, включает в себя шесть модулей. Помимо основ четырех мировых религий в нем есть еще два светских модуля: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Каждый школьник должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора. Однако не секрет, что на практике зачастую руководство школы лоббирует модуль, посвященный православию, ссылаясь то на мнение большинства родителей (при этом нередко не проводя никаких опросов), то многозначительно намекая на рекомендации сверху. Итак, модуль называется «Основы православной культуры».

 

Между тем, по мнению многих экспертов, официальное учебное пособие, написанное священнослужителем РПЦ Андреем Кураевым, больше напоминает проповедь, история и культура вероучения, по сути, подменяются изложением религиозной доктрины. Подобное давление на детей можно трактовать как нарушение статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающей обучение малолетних религии «вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой». Это означает, что атеиста нельзя принуждать к изучению какой-либо религии. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе, таким образом, является грубейшим нарушением Основного закона страны.

По Конституции (статья 14) Россия — светское государство, от которого отделены религиозные объединения. В связи с этим возникает вопрос: с какой стати государственная школа должна в обязательном порядке преподавать основы религий, в частности православия?

В России сегодня существует немало воскресных, церковноприходских школ, школ при храмах и монастырях. Набожным родителям есть куда пристроить свое чадо. Так почему бы не оставить в покое общеобразовательную школу? В этом контексте предложение Минпросвещения — отказаться от преподавания религиозных основ школьникам — выглядит обоснованным и логичным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here